Конституционный суд (КС) России отклонил жалобы жителей Челябинской и Самарской областей на реформу местного самоуправления, которая привела к отмене прямых выборов мэров. Такое решение было мотивировано тем, что обратившиеся граждане защищают «субъективно понимаемый ими общественно-политический интерес», сообщает
Суд отклонил заявления глав Ассоциации муниципальных образований Челябинской области Юрия Гурмана и Родниковского поселения региона Николая Гуцуляка, двух местных жителей, бывшего депутата Самарской облдумы Натальи Бобровой и Самарского обкома КПРФ. КС заявил, что право на местное самоуправление, в отличие от избирательного, является «не индивидуальным, а коллективным» и оспаривать его нарушение могут не все. Обращения граждан в суды обусловлены не «препятствиями в реализации их прав и свобод», а лишь «целями защиты субъективно понимаемого заявителями общественно-политического интереса», отметил суд. Факт принадлежности жителя к территории муниципального образования «не предопределяет признание его в качестве субъекта, правомочного выступать в защиту всеобщих интересов его населения», а самарские коммунисты, как указал КС, имеют в губернской Думе свою фракцию.
Суд напомнил, что принятый в 2014 году закон дает «существенное расширение прав регионов по определению моделей местного самоуправления». Иными словами, поясняет КС, субъект федерации сам вправе выбирать из федерального перечня подходящую ему модель и способ замещения должности руководителя муниципального образования. В феврале 2015 года к способам замещения этой должности добавился еще один — возможность избрания главы муниципалитета местными депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Иркутские законодатели воспользовались полномочиями и отменили прямые выборы мэра, заменив их избранием его представительным органом из своего состава.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы предоставляют местным законодателям чрезмерную свободу действий и возможность не учитывать мнения самих муниципалитетов и их жителей. Они обращают внимание, что не исключена ситуация, при которой в представительный орган муниципального района, формирующийся по системе делегирования, будут входить лица, не имеющие мандата от самого населения, избранные представительными органами поселений по итогам конкурсного отбора. Закон Иркутской области предлагается рассмотреть как пример того, что обновленное федеральное законодательство допускает установление субъектом государства для конкретного муниципалитета безальтернативной модели организации власти. Депутаты Госдумы просят проверить указанные законоположения на соответствие Конституции.
Итоги выборов иркутского губернатора были подведены 28 сентября. Победивший Сергей Левченко пообещал Иркутску вернуть прямые выборы мэра. По мнению его однопартийцев из КПРФ, порядок избрания главы города, принятый в феврале, является незаконным, в связи с чем они подали иск в КС.