Авторизация

Тупик патриархата

Почему политические партии не могут подыскать себе новых лидеров
Тупик патриархата

Старый конь электоральной борозды не испортит: несмотря на все разговоры об омоложении кадров, ведущие политические партии планируют выйти на федеральную кампанию с теми же лидерами, что и в предыдущие годы. Эксперты утверждают, что в обществе есть запрос на новые лица в политике, однако партии, вроде бы заинтересованные этот запрос удовлетворять, руководствуются иной логикой. Какой – выясняла «Лента.ру».


Знакомые все лидеры

Списки ЛДПР на региональных выборах 13 сентября 2015 года почти везде возглавляет лично лидер партии Владимир Жириновский, и нет оснований полагать, что он откажется от этой роли «паровоза» на федеральных выборах в Госдуму в 2016 году. «Других вариантов нет и быть не может», — заверил «Ленту.ру» член Высшего совета партии Михаил Дегтярев.


В КПРФ вопрос о смене лидера стоит на повестке дня после завершения федерального избирательного цикла 2011-2012 годов. Однако перенос думских выборов на сентябрь 2016 года расставил все точки над i: раскручивать нового лидера все равно нет времени, поэтому КПРФ вступает в кампанию во главе с Зюгановым.


«Единой России» вообще не до смены лидера: хотя формально партию и возглавляет премьер Дмитрий Медведев, но электоральный результат обеспечивает поддержка президента Владимира Путина. Пока она есть, неважно, кто станет первым номером партийного списка.


Тупик патриархата


Четверть века с Жириновским
ЛДПР празднует 25-летие

«Справедливая Россия» превратилась в мини-копию ЕР в том смысле, что лидер партии Сергей Миронов и глава думской фракции Николай Левичев уже не раз менялись местами: в 2007 году эсеров вел на выборы Миронов, в 2011-м — формально вроде бы он, но председателем уже был Левичев, в 2013-м они опять рокировались. Для борьбы аппаратных кланов этот расклад имеет серьезное значение, однако избирателей никакие сюрпризы явно не ждут.


И даже демократичный ПАРНАС, больше других работающий с привлечением новых фигур, не выбивается из общей картины. После отставки одного из бывших сопредседателей партии Владимира Рыжкова и убийства другого лидера, Бориса Немцова, бразды правления в своих руках сосредоточил экс-премьер Михаил Касьянов, экс-глава Демократической партии России.


Новички на дальних подступах

Популярное объяснение кадрового застоя — партийные бонзы «забронзовели» и не отдают власть новичкам. «Тщательно "отстреливают" всех на дальних подступах, а устройство партий таково, что не предусмотрено механизмов отставки лидеров с постов до их окоченения, — говорит «Ленте.ру» директор ВЦИОМ Валерий Федоров. — На Западе если партия проиграла выборы, то лидер подает в отставку, избирается новый. У нас кто высовывается, получает по голове. Самые умные уже не высовываются».


Тупик патриархата


Яблоко от яблони
«Лента.ру» изучила самые заметные политические династии России — Зюгановы, Пономаревы, Жириновские

О наибольшей узнаваемости Зюганова как лидера списка КПРФ говорит «Ленте.ру» и член ЦК КПРФ Дмитрий Новиков: «Геннадий Андреевич — наиболее эффективный агитатор и пропагандист, он объехал все регионы, чем немногие могут похвастаться». Кроме того, Зюганов — это бренд, своего рода маркер легитимной компартии — наследницы «той самой» КПСС. Ядерный электорат КПРФ ставит «галочку» в первую очередь именно ему. «Как член президиума ЦК и один из четырех заместителей Зюганова, могу сказать, что вопрос о смене лидера в партии не стоит», — подчеркивает Новиков. И тут же оговаривается: «Тем более что выборы — самый неподходящий из всех возможных момент для этого. Нельзя идти в бой и решать, меняем ли мы начальников штабов и руководителей подразделений».


Война престолов

Это главная проблема для крупных партий, в которых попытка заменить председателя (даже им самим санкционированная) может активизировать борьбу внутренних кланов, в результате чего сама партия понесет имиджевые и электоральные потери. Яснее всего это видно на примере КПРФ с ее сложной, частично унаследованной с советских времен внутренней структурой. Заместители председателя ЦК КПРФ — Иван Мельников, Владимир Кашин, Валерий Рашкин. За каждым своя команда, поддержать одного — значит вызвать недовольство других. При выборе преемника Зюганову придется учитывать способность кандидата сохранить этот хрупкий баланс, а не только его харизматичность и привлекательность для электората. И уж точно делать это будут не на старте кампании.


То же самое, хотя и с оговорками, касается и ЛДПР. Хотя это классическая партия вождистского типа, у нее есть и хорошо отлаженная региональная структура, и рабочий аппарат, где у каждого свои амбиции. А еще — спонсоры, которым необходимо гарантировать результат. Между тем на парламентских выборах 2011 года ЛДПР уже заняла последнее место среди думских партий, пропустив вперед даже «Справедливую Россию». Аппаратная борьба в этой ситуации никому не нужна. «Вокруг Владимира Вольфовича сформировалась целая плеяда политиков», — дипломатично говорит Дегтярев, имея в виду Высший совет партии, в которого выделяет его главу Игоря Лебедева — вице-спикера ГД, сына Жириновского.


По весу встречают

Узнаваемость — это материя, которую можно социологически измерить. Однако партийцы в один голос упоминают такую категорию, как «политический вес». И вот тут, похоже, ключ к пониманию проблемы со сменой кадров в партиях.


«В 90-е годы Зюганов, Явлинский, Жириновский были в телевизоре на равных с представителями власти и до сих пор воспринимаются как масштабные фигуры, хотя и по инерции, — говорит «Ленте.ру» замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — А сейчас даже если появляются новые лица, они не раскручены, им надо сделать что-то совершенно необычное, чтобы их хотя бы запомнили».


признала как минимум «сопоставимым» с фигурой мэра Собянина (формулировка лидера фракции ЕР Владимира Васильева).


Лидеры «Единой России» в теледебатах на выборах не участвуют, перетока представителей оппозиции во власть практически нет. «Власть и оппозиция воспринимаются не как два равных партнера, которые могут сменять друг друга, а как две константы — всегда будет эта власть и эта оппозиция, — говорит Валерий Федоров. — Нынешний состав оппозиции людей не удовлетворяет, они не видят там никого, способного претендовать на власть». Площадок для роста политических лидеров просто нет, поясняет он. Шоу-бизнес? Артисты и фигуристы вступают в партии не как лидеры, а как «паровозы» списков и для пиара. Бизнес? Пример Прохорова многих отрезвил.


Партии используют раскрученные имена, медлят с ротацией кадров, однако такая ситуация создает риск для легальной партийной системы, в которой в кризисный момент может просто не найтись людей, способных аккумулировать протестные настроения и дать на них адекватный ответ.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка