Авторизация

Российская экономика держится

Оказываемое экономическое давление наносит ущерб и немецким фирмам в России, тогда как в политическом отношении оно пока особого результата не принесло.

Дана Хайде (Dana Heide), Даниэль Дельхаэс (Daniel Delhaes), Маттиас Штрайт (Matthias Streit)
Российская экономика держится

Для фирмы Opel черта оказалась пройденной. «Мы должны были принять решительные меры в России для того, чтобы защитить наш бизнес», – подчеркнул в марте председатель правления компании Opel Карл-Томас Нойман (Karl-Thomas Neumann). В середине года этот немецкий автопроизводитель закрыл свой завод в Санкт-Петербурге, и таким образом завершил свой уход с рынка, с которым он когда-то связывал столь большие надежды — но пока Opel остается исключением.

В середине года можно было отметить первый юбилей введенных Евросоюзом санкций против России. Последние данные показывают, насколько сильно оказалась затронутой и немецкая экономика. В период с января по май этого года немецкий экспорт в Россию продолжил свое падение и составил 34%. По прогнозу Восточного комитета немецкой экономики, объем торговли с Россией в 2015 году составит всего 20 миллиардов евро — лишь половину от того, что было в 2012 году. Даже в 2014 году, несмотря на санкции, немецкие предприятия поставили в Россию товары на 30 миллиардов евро.

Российский рынок все больше теряет свое значение для местной промышленности. Особенно пострадали автопроизводители и станкостроители. Тем временем Россия с 11-го места в списке торговых партнеров Германии, которое она занимала в 2013 году, опустилась на 16-е место. Доля немецкого экспорта в Россию в общем объеме внешнеторгового оборота составляет сегодня менее 2%.

Российский рынок уже пострадал от санкций, а обвал рубля и падение цен на нефть еще больше обострили кризис. По данным российского Центрального банка, в текущем году внутренний валовой продукт сократится на 3,2%.

Но, несмотря на испытывающую проблемы российскую экономику, политический итог от введения санкций не впечатляет. «Пока санкции еще не привели к тому, чтобы Россия отступила из Украины», — отмечает Элмар Брок (Elmar Brok), член ХДС и председатель Комитета по иностранным делам Европарламента. По крайней мере они не позволили русским продвинуться дальше в сторону Мариуполя и Одессы, полагает он. По его мнению, альтернативы санкциям не существует.

«Международное право важнее экономических интересов», — считает Брок. Однако этого парламентария нельзя считать совершенно беспристрастным — в мае украинский президент Петр Порошенко назначил его своим советником.

Вместе с тем многие сомневаются в разумности введенных санкций. «Россия нарушила международное право. Однако веденные санкции ничего не меняют, — отмечает представляющий партию СДПГ премьер-министр Нижней Саксонии Штефан Вайль (Stephan Weil). — Мы должны вновь вернуться к упорядоченным отношениям. Санкции не являются самоцелью».

Председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес (Eckhard Cordes) в беседе с корреспондентами Handelsblatt также потребовал прекращения санкций. «Санкции могут быть действенными только в том случае, если все к ним присоединятся. Китай, Индия, Корея, Латинская Америка и даже Швейцария не участвуют в этом деле, и поэтому санкции оказываются дырявыми, как решето», — подчеркивает Кордес.

Санкции Евросоюза против России нацелены прежде всего против энергетического, финансового и военного секторов российской экономики. Так, например, запрещено экспортировать в Россию технологии, которые позволяют вести глубинную добычу нефти, добывать ее в Арктике или заниматься разработкой сланцевых месторождений. Помимо военного оборудования, запрет распространяется на изделия двойного назначения, в том числе на промышленные наносы, которые используются не только военными.

Лишь в декабре произошло уточнение санкций, а до этого существовала большая неразбериха на предприятиях по поводу того, что можно, а что нельзя экспортировать. По мнению экспертов, отмена санкций в ближайшее время маловероятна. Прекращение огня, договоренность о котором была достигнута в рамках соглашении Минск II, постоянно нарушается.

Тем не менее немецкие предприятия не теряют надежду и остаются на месте, хотя и несколько сокращают количество персонала. Случай с Opel пока остается исключением. По данным недавно проведенного Союзом машиностроителей (VDMA) опроса, лишь 2% предприятий заявили о том, что они полностью ушли с российского рынка.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?