Авторизация

Там, где Россия: точки над «i»

Артурас Морозовас
Там, где Россия: точки над «i»

«Раньше все было проще — все жили бедно, зато одинаково». Так, убирая разоренную могилу родителей, на кладбище в предместье Вологды, рассуждала Ксения Николаевна.

В теперешние времена стоят даже крестины в церкви: женщина похвасталась, что подарила живущим в кредит внукам по 500 рублей (7,5 евро), чтобы те могли крестить детей. Как в обычный понедельник Вологда и ее окрестности встречают гостей?

Путь в Вологду: может клею?

«Сел в поезд и впервые отправился в южном направлении». Это начало моей последней записи в путевом дневнике, которую я сделал в поезде. Вологда — город, через который пролегает дорога домой. В 1565 г. по распоряжению Ивана Грозного Вологду объявили столицей Опричнины и построили там Кремль. Кремль — крепость с башнями и стенами, с кафедральным собором, дворцом и другими административными и религиозными постройками. За окном — уже привычная картина с затерянными селами и захватывающими дух пейзажами. Поезд останавливается в незнакомых городках, названия которых забываются сразу после прочтения. Нет смысла запоминать их. Когда поезд останавливается на более длительное время, люди выходят за мороженным и пивом.

На станциях в вагоны заходят торговцы, предлагающие бытовые товары. «Клей! Клей! Очень хороший — клеит резину, дерево, металл! Суперклей. А также лейки — предлагает седоголовый старик, держащий в руках большой целлофановый пакет. «Обложки для документов! Берегите паспорт, удостоверение, права, удостоверение ветерана — покупайте обложки», — выкрикивает женщина. Однако популярнее всего в транспорте — печать, газеты и журналы разбирают измученные долгой дорогой пассажиры. «Уважаемые пассажиры, извините за беспокойство, прошу вашего внимания. Чтобы скоротать поездку предлагаю вам следующее чтиво: любителям цветов, как домашних, так и садовых или полевых, майский номер журнала «Мой прекрасный сад» — всего 24 рубля. Сегодня есть и для тех, кто вяжет крючком — журнал для тех, кто вяжет салфетки — 30 рублей. Для кулинаров — журнал рецептов «Люблю готовить», 15 рублей. Различные советы — «Сто полезных советов» или «Советы для девушек» — всего 15 рублей. Благодарю и всех с праздниками», — прощается торговка пожилого возраста. Большинство покупает журнал о мифах и легендах «Тайны XX в.», который стоит 25 рублей (0,38 евро).

Предлагают сняться со Сталиным

На Кремлевской площади в Вологде колокола Софийского собора возвещают, что уже 8 часов утра. Солнце освещает весь впечатляющий фасад кремлевского ансамбля. Люди идут на работу, дворники подметают тротуары, торговцы местного рынка натягивают на безголовые манекены синтетическую одежду, женщина у бочки с квасом моет бокалы, а приехавший на старой машине мужчина развернул знамя с изображением Иосифа Сталина. У флага, на фоне кремля он фотографирует туристов из других городов России.

Вологда — торгово-промышленный город, известный производством машин, автомобилей, электроники, стройматериалов. Однако этот рассказ не совсем о Вологде. Во время завтрака я понимаю, что проведенный в центре города день будет скучным и предсказуемым. В Вологде красивый старый город, правильно выложенная шашкой площадь, где можно посетить два кафе, торгующих американскими гамбургерами. Поэтому я иду на остановку и спрашиваю, как попасть на окраину города Прилуки, через нее утром я ехал на поезде.

Экскурсия по монастырю — только после пожертвования

Когда я въезжал в Вологду, заметил за окном огромный монастырь, белые оборонительные стены которого выделялись на фоне зеленого окружения. Прилуки — это деревня (20 лет назад ее присоединили к Вологде) рядом с мужским Спасо-Прилуцким монастырем. Полчаса езды на автобусе от центра города и я вместе с дачниками, везущими рассаду томатов, — в Прилуках. Рядом с монастырем течет Вологда и проходят рельсы, ведущие в Архангельск. Внешне монастырь кажется неухоженным, поэтому неясно, действует ли он. Однако найти главные ворота несложно. Здесь живут 20 монахов, по территории можно ходить и туристам. Меня встретил гид, который сказал, что туристы-одиночки здесь редкость, и, попросив символическое пожертвование, разрешил осмотреть монастырь. Он предупредил — фотографировать можно лишь с разрешения монахов, за него также придется пожертвовать деньги. На территории монастыря — церковь, кладбище, жилые здания и ухоженный сад.

Продавец: у вас лучше, чем здесь?

У самого Спасо-Прилуцкого монастыря, в частном доме, находится магазин продовольственных товаров «Николай». О клиенте сообщает висящий над дверью колокольчик. Продавец широко улыбается. Сначала, конечно, спрашивают, откуда я приехал. «Литва?! Так ведь она так далеко. Ну, вы молодец, что приехали в такую даль», — не скрывает восхищения женщина. «Как у вас люди живут? Лучше чем здесь?», — задает вопрос и прибавляет, что в России сейчас большой кризис. Больший, нежели в 2007 году: «Цены растут с нечеловеческой скоростью, зарплаты сильно отстают. В этой деревеньке люди зарабатывают 10 000-12 000 рублей (150-180 евро). Как прожить на такие деньги?»

Рядом с магазином находится одна из нескольких в этой деревеньке водоразборных колонок. Люди набирают воду в баки и на тележках везут домой. Луг рядом с монастырем — берег Вологды — излюбленное место отдыха местных жителей. По дороге сюда останавливаются у бара, где продают разливное пиво, машину ставят у реки, устанавливают мангал. Запах жареного мяса и музыка из нескольких машин, все смешивается.

Привела в порядок могилы — все унесли

Над крышами местных домов виднеется маковка еще одной церкви. Вокруг заброшенной церкви расположено старое кладбище. У входа висит табличка «Кладбище не действует». Однако за некоторыми могилами еще присматривают. «Я говорила брату, пока получаем пенсию, давай приведем в порядок могилу родителей. Привели, а сейчас всю нержавейку унесли. Даже на кладбище нет стыда. Дважды с братом восстанавливали ограду. Все унесли. С кладбища», — поделилась со мной находившаяся на кладбище пожилая женщина. На кладбище похоронены родители Ксении Николаевны. Пожилая женщина иногда приходит сюда, приводит могилу в порядок. На этот раз она снова обнаружила пропажу ограды и небольшого столика. Ксения Николаевна рассказала, что вырастила пятерых детей, у нее 9 внуков и 15 правнуков: «Я очень счастлива, что дожила и могу видеть бегающих правнуков. Конечно, раньше воспитывать детей было дешевле. Сейчас за все надо платить». По ее словам, сегодня в России жить лучше, чем прежде, хотя по тем временам она скучает: «Раньше все было проще — все жили бедно, зато одинаково». «Ну, конечно, мы все работали в колхозе и не голодали: у нас было богатое хозяйство, однако почти весь урожай шел на фронт. Нам оставалось, что оставалось. Я с малых лет работала. Ай, похожая борьба и сейчас. Мне внучка говорит: «Бабуля, надо жить, надо крутиться». А я у нее спрашиваю, что значит «крутиться»? Воровать или обманывать людей я не хочу. Не хочу жить за чужой счет», — рассказала женщина. Ксения Николаевна похвасталась, что подарила внукам по 500 рублей (7,5 евро) на крестины детей. Столько стоит обряд в церкви. «Понимаете, внуки набрали кредитов, вот и помогаю им выплачивать. Я живу просто, могу сэкономить. Конечно, знаете, но я люблю, как сказать, простую еду — мяса не ем, колбасы не покупаю», — сказала она и порадовалась, что может сходить на бесплатные выставки и концерты. «Как думаешь, отстроят когда-нибудь эту церковь?», — глядя на запущенный храм, с надеждой вопрошает пожилая женщина.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка