Турецкие СМИ продолжили комментировать итоги переговоров «группы шести» с Ираном и заключение соглашения по иранской ядерной программе. В оценках обозревателей больше не доминировала точка зрения о том, что отмена антииранских санкций будет способствовать углублению стратегического партнерства России и Ирана. На этот раз внимание аналитиков было сосредоточено на рисках, которыми ядерное соглашение может обернуться для России.
Так, обозреватель Milliyet (20.07) приходит к выводу, что в результате переговоров в Вене США удастся отдалить Тегеран от Москвы и Пекина. И, хотя Иран пока не перешел на сторону США, он, по крайней мере, уже начал движение в этом направлении. В частности, это повлияет на позицию Ирана в сирийском вопросе. Кроме того, Иран как новый игрок на нефтяном рынке потеснит позиции ведущих производителей нефти, в том числе и России.
В статье Dünya Bülteni (20.07) на эту тему представитель турецкого телеканала TRT в Москве Барыш Мутлу (Bar?s Mutlu) отмечает, что отрицательная динамика цен на нефть станет первым ударом, который получит Россия с выходом Ирана на мировой нефтяной рынок. Кроме того, у российских компаний, которые в условиях нынешнего кризиса, судя по всему, будут не способны соперничать со своими западными конкурентами в технологической сфере и продвинуться вперед в области модернизации в ближайшее время, малы шансы на успех на иранском рынке (особенно в энергетической сфере). Тем не менее Россия будет пытаться преодолеть все трудности нынешнего периода одновременно с разногласиями с Западом и не допустить ухудшения или хотя бы «тривиализации» своих отношений с Ираном.
Как полагает консультант Иранской национальной нефтяной компании Сара Вахшури (Sara Vakhshouri), Иран станет серьезным конкурентом России на мировом нефтегазовом рынке, несмотря на союзнические отношения последних лет (Türkiye, 21.07). Иран — прекрасная альтернатива для Европы, которая после украинского кризиса пытается сократить свою зависимость от России в области энергетики.
Между тем глава Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Александр Курдин склонен полагать, что пока Россия и Иран не могут конкурировать на мировом нефтегазовом рынке (Türkiye, 21.07). Иран в основном экспортирует нефть в Индию и Китай, Россия же — преимущественно в страны Европы. Кроме того, Иран не обладает достаточной инфраструктурой, а если учесть политические проблемы в регионе, то рассчитывать на то, что в скором времени Иран проложит газопровод в Европу, не приходится. При этом для экспорта СПГ необходимы значительные инвестиции и время.
На фоне «примирения» Ирана с международным сообществом, а также реализации Китаем проекта «нового Шелкового пути» значение Кавказа как мирового перекрестка транспортных путей по осям «Восток-Запад», «Север-Юг» еще более возрастет. Такого мнения придерживается автор статьи в Radikal (20.07), анализируя политику Турции в кавказском регионе. Отмечается, что отношения Турции с Северным Кавказом основаны на уважении территориальной целостности и невмешательстве во внутренние дела России. При этом в отношении Южного Кавказа Турция пока так и не выработала какую-либо комплексную, сбалансированную и эффективную политику. Между тем, заключает публицист, Турция — единственная страна, способная создать наиболее благоприятные условия для развития кавказского региона и его интеграции с западным миром.
Полагая, что новая большая игра России сначала в Сирии, а затем на Украине, может привести к неожиданным стратегическим последствиям в Черном, Средиземном морях и на Балканах, Запад обеспокоен отношениями России и Греции, пишет журналист Dünya Bülteni (22.07). Как сигнал к сближению между ними Запад расценивает то, что Греция критикует (а не поддерживает, как другие страны ЕС) санкции против России из-за украинского кризиса. Кроме того, через реализацию проекта «Турецкий поток» Россия намерена косвенно оказать экономическую поддержку Греции.
По подсчетам Zaman (22.07), основанных на финансовых отчетах и счетах Газпрома и турецкой государственной компании «BOTAS», в прошлом году, по сравнению с Европой, Турция «переплатила» России около 1,2 миллиарда долларов за природный газ. Как отмечает журналист, экономические кризисы или сокращение потребления газа всегда побуждали страны ЕС сесть за стол переговоров с русскими и добиться снижения цены на природный газ; при этом Турция, несмотря на то, что она является одним из важнейших потребителей российского газа, не получила скидку.
Скидка на газ, покупаемый Турцией у России, является одной из главных причин того, что в переговорах российской и турецкой сторон по «Турецкому потоку» не наблюдается особого прогресса, пишет Vatan (24.07). В обмен на скидку русские настаивают на принятии их условий по проекту, отмечает издание. Еще одним камнем преткновения является вопрос о том, будет ли создана совместная система поставок газа, как желает того Турция, или же Турция будет только транзитной страной.
По словам руководителя отделения инженерии электроэнергетических систем Университета им. Кадира Хаса, профессора Волкана Эдигера (Volkan Ediger), «Турецкий поток» — это политическая игра России, с помощью которой она стремится преподать урок ЕС и Болгарии, отказавшихся от проекта «Южный поток» (Vatan, 24.07). Между тем тот факт, что с отменой антииранских санкций в игру вступает страна, обладающая вторыми по величине запасами природного газа в мире, может стать важным козырем Турции на переговорах с Россией.
Bugün (24.07) приводит заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в интервью словенской телерадиокомпании о том, что причина, по которой межправительственное соглашение России и Турции по газопроводу «Турецкий поток» до сих пор не подписано, состоит в том, что в Турции еще не создано правительство. При этом Россия сохраняет оптимизм в отношении реализации данного проекта.
На страницах ряда изданий нашел отражение доклад Управления энергетической информации США (EIA), в котором отмечается рост стратегического значения Турции в области передачи нефти и газа из России, стран Ближнего Востока и Средней Азии в Европу (Dünya Bülteni, 25.07). Внимание, в том числе, обращалось и на проект «Турецкий поток», благодаря которому на рынки Турции и Европы будут поступать 63 миллиарда кубометров природного газа в год.
Турция и Россия проведут совместные учения береговой охраны в Черном море, и с этой целью турецкие морские пограничники посетят порт Новороссийск, сообщили СМИ (Zaman, 21.07). Как отметила Türkiye (21.07), взаимные визиты турецких и российских судов береговой охраны продолжаются вот уже более десяти лет. В их рамках происходит обмен опытом и обсуждение актуальных вопросов.
Станет ли Банк развития БРИКС альтернативой Всемирному банку и МВФ? Таким вопросом задается журналист Milliyet (22.07), приводя точку зрения преподавателя Университета им. Пири Рейса Танера Берксоя (Taner Berksoy), полагающего, что Банк БРИКС не станет такой альтернативой, особенно если учесть принципы работы и размеры фондов западных финансовых организаций. Вместе с тем очевидно, что Банк БРИКС сможет более объективно оценить потребность новых развивающихся экономик (в том числе и Турции) в финансировании.
На фоне инцидента с удалением игрока ФК «Уфа» Эммануэля Фримпонга (Emmanuel Frimpong) в матче первого тура премьер-лиги за неприличный жест в ответ на расистские выкрики в свой адрес Habertürk (22.07) и Dünya (23.07) не обошли вниманием проблему расизма в российском футболе. Отмечалось, что это далеко не первый случай, который в последнее время возникает на повестке дня России на почве расизма, а в рядах российских болельщиков все четче наблюдается рост ультраправых настроений. Также подчеркивалось, что искоренение такого недуга, как расизм, должно быть приоритетной задачей страны, готовящейся принять мировое первенство по футболу в 2018 году.
«В Вильнюсе уничтожены последние следы советского прошлого». Под таким заголовком Dünya Bülteni (20.07) сообщила о демонтаже советских скульптур по причине их обветшания. Между тем, как подчеркнуло издание, политические и дипломатические круги в Литве полагают, что главной причиной сноса памятников является политическая и экономическая напряженность, вспыхнувшая между двумя странами после российской «аннексии» Крыма.
Сообщив о визите французских парламентариев в Крым впервые после присоединения полуострова к России, издание Dünya Bülteni (22.07) отметило, что, по итогам последних опросов общественного мнения в России, количество тех, кто позитивно оценивает факт вхождения полуострова в состав России, постепенно сокращается. Также опросы показывают, что русские крайне пессимистичны относительно нынешнего экономического и политического положения страны, объясняя его крымской и украинской проблемами. При этом независимые правозащитные организации отмечают, что после российской «аннексии» Крыма число нарушений прав человека на полуострове заметно возросло.
Vatan (23.07) назвала «шокирующим» заявление заместителя полномочного представителя президента РФ Владимира Бобровского о том, что неофициальные турецкие делегации под влиянием США проводят работу, направленную на дестабилизацию ситуации в Крыму. Так, Анкара способствует деятельности оппозиционных крымско-татарских общественных организаций и игнорирует позитивные изменения в жизни крымских татар.