Вспоминая лихие 90-е, многие политтехнологи по сей день вкусно цокают языками: вот это была вольница! Вот это бюджеты! Вот это веселуха! Юристам от их рассказов остается только зубами скрипеть: нарушение на махинации сидит и подкупом избирателей погоняет. В преддверии старта кампании по выборам депутатов Госдумы «Лента.ру» решила вспомнить, какими были выборы в ту демократическую эпоху. Непридуманные истории из жизни и быта политконсультантов рассказал нам Андрей Богданов - глава Центра Андрея Богданова, кандидат в президенты 2008 года, автор множества политических проектов. Рассказать — рассказал, но реальных имен действующих лиц просил не упоминать, хотя прошло уже почти 20 лет. Мало ли… Так что излагаем эти рассказы от третьего лица.
Дело было в 1998 году, когда в губернаторы Красноярского края баллотировался Александр Лебедь. Он шел против бывшего главы региона Валерия Зубова. Было понятно, что Лебедь победит, однако команде политтехнологов ставили задачу: пусть побеждает, лишь бы не в первом туре. А Лебедь был сверхпопулярен: за два года до этого он пришел третьим в первом туре президентских выборов, «замирил» Чечню… Дискредитировать его чем-то было сложно, потому что даже специфический армейский юмор и военные ухватки только добавляли генералу харизмы. Чтобы «пощипать» его электорат, был придуман экстравагантный ход: марш бомжей… в поддержку Лебедя.
Для марша были мобилизованы 100-150 бомжей, которых в Красноярске тогда было предостаточно. «Рекрутинговой точкой» стала улица Маркса, где тусовались люмпены в поисках разовых подработок. Их нарядили в костюмы людей-«бутербродов»: на спине плакат «Лебедь - отец и мать Сибири», на груди «Лебедь - наш экзистенциальный выбор». А в руках крышки от кастрюль - по две штуки, чтобы лупить в них, как в тарелки. Это была самая дорогостоящая часть проекта, организаторам пришлось опустошить все хозяйственные магазины города. Сбор объявили в назначенный день в 8 утра, налили всем участникам марша по стакану и в доказательство серьезных намерений предъявили ящик с водкой - по окончании мероприятия было обещано по бутылке на брата. И пошли! По Маркса, через мост и гостиницу «Турист», а дальше по маршруту было круговое движение вокруг клумбы - там-то и планировали раздавать демонстрантам «гонорар».
Однако милиции все происходящее не понравилось, и стражи порядка, не посвященные в тонкости политической игры (а может, втайне симпатизирующие Лебедю), решили на всякий случай задержать участников марша. «Принимали» их прямо за мостом, укладывали на клумбу и - в отделение. Ответственности за несанкционированные шествия тогда не было, поэтому бомжей просто подержали и отпустили. Вот только раздача обещанной водки могла сорваться. Ответственные организаторы устроили выдачу «гонорара» деньгами прямо в СИЗО (эх, девяностые!) — по 10 рублей в руки. «Сколько?! - возмутился полковник, руководивший задержаниями. - Да за 10 рублей у меня все отделение вот с этой мордой по улице пройдет!»
Между прочим, заметили в этой истории одну неувязку? За выдвижение моряку отстегнули целую «штуку» долларов, а он потом сказал, что 900. Ошибка? В штабе политтехнологов было разбирательство. В процессе выяснилось, что товарищ, ответственный за работу с «двойниками», с каждого оставлял себе по 100 долларов. А поскольку через него «прошли» 20 тезок настоящих кандидатов, внакладе этот деятель не остался.
Кстати, о деньгах. В 90-е годы был изобретен гениальный, как все простое, способ не отчитываться за каждую потраченную на выборах копейку — ведь нельзя же в отчете написать, что вы сняли со счета деньги на водку для бомжей или на билет для кандидата-«двойника». Предвыборные кассы были черными и серыми, траты - в конверте. Но как «завести» их на избирательный счет? Загадка!
Решили ее просто. Представьте: сидит в окошечке Сбербанка девушка, приходит к ней приличный мужчина в галстуке и просит положить 5 тысяч рублей на счет. Избирательный. Девушка осуществляет операцию, после чего клиент просит… снять эти деньги. И снова положить. И снова снять. А когда девушка проявляет первые признаки нетерпения, с милой улыбкой извиняется: простите, голубушка, мне так еще примерно тысячу раз. Не больше.
Записала Наталья Рожкова