Первого мая на улицы российских городов по традиции вышли колонны трудящихся. В этом году Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) — главный профсоюз страны, наследник ВЦСПС — выдвинула такой главный девиз: «НЕТ — росту налогов и цен! ДА — росту зарплат и пенсий!» Но складывается впечатление, что о защите прав трудящихся вспоминают только на праздник весны и труда да еще во время прямых линий президента и в ходе его поездок по регионам. О том, почему так сложно бывает отстоять законные интересы работников госпредприятий и частного бизнеса, «Лента.ру» поговорила с лидером профсоюза столичной полиции Михаилом Пашкиным и руководителем профсоюза водителей (НПВП) Александром Котовым.
Лента.ру: Похоже, единственный эффективный борец за права рабочих у нас в стране — президент.
Михаил Пашкин: Путину дали всего несколько конкретных случаев, и он быстро разобрался со всем, потому что все-таки президент. Профсоюзы тоже решают такие вопросы, просто многие не знают об этом. Помните, забастовка на заводе Ford была? В Москве возникла проблема в одном институте, где преподавателей выгоняли. Студенты выступили и победили. Профсоюзы выигрывают дела и в суде.
Хотя суды далеко не всегда встают на сторону тех сотрудников, чьи права были нарушены. К примеру, в Москве за 2015 год на сто случаев только один решался в пользу работника. Это в отношении сотрудников полиции. Их увольняют на больничном, в отпуске и так далее.
Одна из немногих хороший новостей — то, что президент дал команду к 2018 году ввести суды присяжных в районных судах. Это будет очень большой шаг вперед. Воздействовать на судью — одно дело, на присяжных — совсем другое.
В «больших» профсоюзах ситуация не лучше?
Так называемые официальные профсоюзы, входящие в ФНПР, если бы у них были серьезные победы, могли бы их показать. Но они с работодателем в одной лодке. Вот в чем дело. Они поняли, что лучше дружить с бизнесменами и получать свои 0,3 процента. Иначе их могут уволить и так далее.
Беседовал Сергей Лютых