Осужденный по второму бахчисарайскому «делу Хизб ут-Тахрир», правозащитник и один из координаторов общественного объединения «Крымская солидарность» Сервер Мустафаев, который находится в следственном изоляторе российского Новочеркасска, подал жалобы на действия сотрудников СИЗО и прокуратуры.
Об этом он рассказал во время телефонного разговора со своей женой Майе Мустафаевой, сообщает «Крымская солидарность».
По словам правозащитника, в материалах дела, с которыми он знакомится перед рассмотрением апелляционной жалобы, «наблюдается множество нарушений»
«В частности, ознакомление происходит не по аудиопротоколу и без присутствия адвоката. Также понимать переводчика через видеоконференцсвязь почти невозможно. Письменный перевод суд давать отказывается. По хронологии допущены ошибки, а речи подсудимых искажены. Он говорит, что его дело является «наглядным пособием нарушения прав», – рассказала Майе Мустафаева.
Адвокат Лиля Гемеджи, комментируя сообщение об исках арестованного правозащитника, рассказала, что первый касается изъятия машинок для стрижки волос у подсудимых во время перевода из одного СИЗО в другое. Парикмахерские принадлежности не запрещены по правилам СИЗО, а без них заключенные не могут приводить себя в порядок, отметила адвокат.
По ее словам, второй иск был подан в связи с тем, что фигуранта алуштинского «дела Хизб ут-Тахрир» Эльдара Кантимирова отправили в штрафной изолятор за совершение намаза во время визита прокурора в СИЗО. Жалоба уже подавалась ранее его сокамерниками, но тогда она была проигнорирована, утверждает Гемеджи.
УФСИН России по Ростовской области пока не комментировало эту информацию.
В октябре 2017 года российские силовики арестовали шестерых жителей Бахчисарая. Это Тимур Ибрагимов, Марлен Асанов, Мемет Белялов, Сейран Салиев, Сервер Зекирьяев и Эрнес Аметов. ФСБ России инкриминировало им участие в запрещенной в России и аннексированном ею Крыму организации «Хизб ут-Тахрир».
В сентябре 2020 года Южный окружной военный суд в российском Ростове-на-Дону вынес приговор по второму бахчисарайскому «делу Хизб ут-Тахрир». Так, Марлену Асанову назначили 19 лет колонии строгого режима, Мемету Белялову – 18 лет колонии строго режима и полтора года ограничения; Тимуру Ибрагимову – 17 лет колонии строгого режима и полтора года ограничения; Серверу Зекирьяеву – 13 лет колонии строгого режима; Серверу Мустафаев – 14 лет колонии строгого режима и год ограничения; Сейрану Салиеву – 16 лет колонии строгого режима с ограничением в один год; Эдему Смаилову – 13 лет колонии строгого режима с ограничением в один год. Эрнес Аметов был признан невиновным и освобожден в зале суда.