В качестве выхода рассматриваются субсидии производителей или потребителей
Российское правительство позволит фармацевтическим компаниям самим устанавливать цены на отечественные жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, стоимость которых сейчас не превышает 50 рублей.
Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо замглавы российского кабмина Аркадия Дворковича.
Соответствующий проект готовит правительство страны.
Как пишет обозреватель МИА "Россия сегодня" Владимир Ардаев, новинку вводят во исполнение поручений президента от 7 февраля и 20 апреля текущего года, где глава государства распорядился не допустить исчезновения таких препаратов с рынка и продумать меры государственной поддержки производителей недорогих лекарств.
В настоящее время цены на эти лекарства устанавливает ФАС, производители могут перерегистрировать их раз в год с учетом инфляции. Сейчас в перечне ЖНВЛП представлены 646 препаратов.
По данным компании DSM Group, оборот препаратов из списка в 2015 году составил 244,6 миллиарда рублей – это треть всего коммерческого рынка лекарств. При этом неизменным трендом последнего времени являлось постепенное сокращения доли "недорогих лекарств" (средняя стоимость упаковки которых ниже 150 рублей) и увеличение удельного веса "дорогих препаратов" (со средней стоимостью упаковки выше 150 рублей). Выпускать дешевые лекарства становится просто убыточно, в итоге производители вынуждены уменьшать объемы производства или совсем прекращать выпуск таких лекарств, поясняет генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
С апреля по декабрь 2015 года 26 из 67 предприятий, выпускающих препараты из перечня ЖНВЛП, временно приостановили выпуск некоторых медикаментов. К концу года с рынка исчез 131 препарат из ценовой категории до 50 рублей.
В частности, пропадать с аптечных прилавков стали ампициллин, магний сульфат, фуросемид, ибупрофен, левомицетин, нистатин и другие популярные недорогие лекарства.
- Если так пойдет дальше, и недорогие лекарственные препараты исчезнут из продажи, то потребителям придется покупать их более дорогие аналоги из других ценовых категорий. В результате платить придется больше – иногда в несколько раз. Если же дать производителям право самим устанавливать цены в "коридоре" до 50 рублей, то в итоге удорожание лекарств будет минимальным и гораздо менее болезненным, – поясняет Сергей Шуляк.
Он отмечает, что фармацевтические компании не будут поднимать цены на лекарства из этой группы выше 50 рублей – в таком случае препарат перейдет в более дорогую ценовую категорию и утратит конкурентное преимущество.
Кроме того, в категории до 50 рублей препараты из списка ЖНВЛП занимают в ассортиментах аптек ничтожную долю – всего около 2 процентов, и если цена на какое-то лекарство подскочит, например, с 27 рублей до 49 рублей, то покупатели в массе своей это вряд ли заметят.
Член комитета Совфеда по экономической политике Антон Беляков считает, что сама по себе практика регулирования цен производителей – исключительно популистская мера.
- Расчет сделан лишь на то, что население должно видеть: правительство о нем заботится и не позволяет фармацевтическим компаниям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Но это утопия – никто не может производить что-то себе в убыток. Кроме того, никто не может достоверно предвидеть, как будет складываться экономическая ситуация дальше, и не исключено, что завтра опять придется заниматься ценообразованием в ручном режиме, – говорит сенатор. По его словам, отпуск цен назрел давно, и не только в какой-то одной ценовой категории.
Реальная забота о том, чтобы люди имели доступ к недорогим жизненно необходимым лекарствам, должна состоять не в запретах, а в выделении субсидий – либо производителям, либо потребителям. Первый вариант уже рассматривался, но от него было решено отказаться из-за проблематичного администрирования. Второй вариант, субсидии потребителей, уже существует – в виде программы, по которой малообеспеченные люди получают жизненно важные лекарства бесплатно. Размеры этой помощи явно недостаточны, ее необходимо расширять, усовершенствовать, создавать систему фармацевтического страхования. Но это требует немалых расходов, а денег у правительства сейчас, как известно, нет.
- Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что из 15 миллионов льготников, имеющих право на бесплатные лекарства, 10 миллионов отказались от такой возможности ради дополнительных 600 рублей к пенсии – то есть, предпочли монетизировать льготы, – напоминает Сергей Шуляк.