Но список нарушителей по версии Минэкономики по-прежнему велик. И помимо тех, чьи названия практически неизвестны широкой публике, в нём попадаются и довольно известные имена. Например, туроператоры «Веди Тургрупп», «Феерия», M.І.B.S. TRAVEL, у которых, как отмечено в реестре, отсутствует финобеспечение туроператора и статистический отчет за прошлый год. А также «Рондо» и «Албена Тревел», до сих пор не отчитавшиеся министерству о своей статистике. Аналогичное нарушение, кстати, прописано в реестре и в отношении печально известной «Идриски-тур», 31 августа приостановившей свою работу по отправке туристов.
Конечно, наличие нарушений всегда выглядит некрасиво и подозрительно. Но означает ли это, что все туроператоры-нарушители из реестра в зоне риска? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Для начала, определённые сомнения внушает алгоритм составления данного реестра. Сколько в реестре компаний, де-факто или де-юре прекративших работу, можно только догадываться. Например, в нём до сих пор можно найти компанию «Туртесс тревел», которая закончила свою деятельность ещё в 2013 году. К тому же в реестре перечислен ряд туркомпаний из Крыма, которые по понятным причинам уже не представлены на украинском рынке. Это позволяет предположить, что либо собственники этих компаний до сих пор не предоставили в Минэкономики соответствующие данные об изменениях, или же авторы рейтинга довольно формально отнеслись к составлению реестра, не вникая в нюансы. Не исключено, что те же самые аргументы можно привести и в защиту «туркомпаний-нарушителей».
Второй момент заключается в том, что реалии не всегда соответствую букве закона. И туризм не исключение. Например, финансовые гарантии, которые по мнению составителей реестра отсутствуют у подавляющего большинства туроператоров, на деле никому ничего не гарантируют. Во-первых, потому, что их относительно малый размер (от 10 до 20 тыс. евро) может компенсировать разве что стоимость нескольких забронированных туров. Во-вторых, даже такой вариант маловероятен, поскольку задействовать фингарантию можно только в случае банкротства компании – весьма долгой процедуры, после которой, как правило, все активы бесследно испаряются. Порой вместе с бывшими владельцами.
Компенсаций не гарантирует даже наличие страховки. Это в своё время наглядно продемонстрировал крах крупных туроператоров «Проланд» и «Ньюз Тревел». В случае с «Проландом» на компенсации в полном объеме банально не хватило средств, а после прекращения работы в «Ньюз Тревел» большинство агентств и туристов и вовсе остались ни с чем.
Призвать туроператоров к порядку тоже непросто. Хотя время от времени такие попытки делаются. Это находит своё отражение в разных законопроектах, которые либо становятся предметом ожесточённых дискуссий, либо годами пылятся в кулуарах власти. Одним из самых эффективных механизмов представляется многократное увеличение размеров фингарантий в сочетании с разработкой нового механизма выплаты компенсаций, который можно оперативно задействовать в случае возникновения проблемной ситуации. Ещё одним вариантом является подтверждение финансовой состоятельности туроператора в виде страховки от коммерческих рисков или депозита в государственной банке, без которых получение лицензии и возможность вхождения в турбизнес попросту не будут возможны. К сожалению, в условиях нестабильной экономики и непрозрачного рынка упорядочить жизнь целой отрасли крайне сложно. Нет явной заинтересованности в этом и со стороны государства. Возможно, именно поэтому на протяжении десятилетий далее законотворческих инициатив дело не идёт.