Самый известный и яркий представитель стиля "нормкор".
Людям, воспитанным в тотальном дефиците или постоянных кризисах, зачастую не понять: как можно добровольно отречься от каких-либо благ, если это позволяют средства и возможности? Одни восхищаются этим (помните: "В Америке миллионеры ходят в джинсах за 10 долларов"), другие порицают: "Люди просто с жиру бесятся: едят из мусорных баков, одеваются так, будто экономят последнюю копейку и т. д.". Тем не менее многие идеи "экономных" движений просочились и на территорию Украины. "Сегодня" расскажет о некоторых из них.
НОРМКОР: стильная антимода
Слово "нормкор" появилось относительно недавно — в 2009 году. Это течение сложно назвать стилем одежды — это скорее образ жизни, когда люди отказываются от стремления выделиться из толпы. Для них на первый план выходит простая, базовая одежда с минимумом декора. Причем совершенно не важно, откуда она взялась в гардеробе: куплена в секонде за пару гривен, приобретена за всю зарплату в дорогом бутике или снята с антресолей, где родители хранили вещи молодости.
ПРОСТО И УДОБНО. Такой "разнобой" в подборе совсем не значит, что поклонники нормкора одеваются как попало. Их главное требование к вещам: удобство, комфорт и долговечность, чтобы лишний раз не тратить драгоценное время на шопинг. В каком-то смысле нормкор — протест против индустрии моды, которая со скоростью звука штампует новинки: людям этого стиля не нужно что-то доказывать, стараться соответствовать и постоянно тратить деньги на вещи.
РАСТУЩАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ. Кстати, учтите, что сами представители нормкора отрицают свою принадлежность к какому-то направлению. "Я так выгляжу и одеваюсь, потому что мне так удобно", — настаивают они. Но модная индустрия не дремлет и потихоньку внедряет так называемую "моду на отсутствие моды". Например, в Америке появились билборды известного бренда с надписью: "Выпускаем вещи "нормкор" с 1969 года", другие начали выпуск специальной "антимодной" одежды. Популярности направлению добавили и культовые лица современности, которые одеваются в этом стиле — например, Марк Цукерберг, миллиардер и основатель соцсети "Фейсбук", комик Луи Си Кей и даже американский президент Барак Обама. Самым же знаменитым представителем этого стиля был Стив Джобс (пионер эры ИT-технологий), который десятки лет и в пир, и в мир носил черную водолазку, классические синие джинсы и кроссовки. Свою приверженность такому однообразию объяснял просто: "Это просто одежда, которую я ношу, и ее мне хватит на всю оставшуюся жизнь".
ФРИГАНЫ: бесплатная еда из мусорных баков
Фриганство — это стиль жизни людей, которые отрицают принципы потребительства. Дело в том, что в богатых странах люди отправляют в мусорный бак даже годные к употреблению продукты. Тому есть несколько причин: зачастую люди покупают больше, чем могут съесть, а в заведениях общепита готовят больше (пончиков или готовых блюд), чем люди покупают, и в конце дня нераспроданные продукты тоже отправляются в отходы. В супермаркете, если половина яблок в ящике гнилые, в отбросы отправляется весь товар, потому что человеку, который мог бы их перебрать, нужно заплатить больше, чем можно выручить за фрукты. Такое расточительство привело к тому, что в Америке зародилось движение фриганов: они в знак протеста лазили по мусорным бакам, доставали хорошую еду и даже устраивали вечеринки еды "с помойки", которые широко освещались в местной прессе.
Бесплатно и вкусно: в мусорках находят даже экзотические свежие фрукты.
УКРАИНСКИЙ ВАРИАНТ. Конечно, в Украине такой "щедрости" нет. Скорее наоборот: если в магазине что-то и портится, то такой товар просто продают за полцены. Просроченные продукты также всплывают на нелегальных рынках — консервы, чай, конфеты, срок годности которых истек на днях, продают намного дешевле, а отчаявшиеся от безденежья люди покупают.
И тем не менее фриганское движение в нашей стране существует и даже делится на два типа: идейные и "по приколу". Первые, иногда с риском быть задержанными охранниками супермаркетов, проникают на закрытую территорию магазинов и лезут в их баки. О своем опыте харьковский фриган Игорь Смирнов рассказал так: "Пошли фриганить во двор супермаркета, когда была пересменка охраны. Там какие-то странные правила: сотрудникам еду забирать запрещено, а тем, кто пришел с улицы, охрана подходить к бакам не разрешает. Урна с едой была всего одна: первый слой состоял из хлебобулочных изделий, щедро политых молочными продуктами, чтобы не забрали любители халявы, второй — овощи и фрукты, на дне — кондитерка. Встречались и колбаса с мясом, но мы вегетарианцы и принципиально такое не едим. Овощи и фрукты в мусоре были очень хорошие — совершенно непонятно, почему их выбросили. Мы нашли пару килограммов яблок, несколько лимонов, хорошие картофель и бананы и даже экзотические фрукты — карамболь и папайю. Спасенные продукты съели — все живы и здоровы". А Ольга Толкина вспоминает, как после 8 Марта мусорные баки во дворе супермаркета были забиты цветами, из которых можно было составить приличные букеты. Обычно фриганы берут с собой табурет, чтобы удобно было залезть в мусорку, и перчатки, чтобы не пораниться о стекло.
Второй вариант: люди доедают чужую пищу в кафе, причем обязательно фотографируют добычу и размещают изображения в соцсетях. Улов может быть разным — от картошки фри до комплексного обеда. "Объявили, что кафе заминировано, все вышли и многие клиенты не стали дожидаться разминирования. Когда разрешили заходить — я был первым. Сел за самый богатый стол и плотно поел", — рассказал киевский студент Петр.
НА ВСЕМ СВОЕМ
Люди, которые умудряются максимально исключить из своей жизни деньги — это те, кто решились на ведение натурального хозяйства. У них это получилось благодаря обмену продуктами. Так, например, жительница Богуславского района Настя Вербицкая рассказывает: "Мы с семьей переехали в село, чтобы дети могли наслаждаться воздухом вдалеке от машин и городского смога, и ели настоящую и полезную еду. Местные нас поняли не сразу, но общаемся мы неплохо. Со временем оказалось, что для пропитания нам совершенно не нужны деньги: хватает того, что мы выращиваем сами и меняем у соседей. Они снабжают нас молоком, сметаной и яйцами, а экофермеры с другого конца села — домашней гречкой и подсолнечным маслом собственного отжима, медом. Мы вначале платили им за еду, но со временем оказалось, что и нам есть что предложить для обмена. Я варю очень много варенья с минимумом сахара и делаю пастилу из фруктов нашего сада. И теперь соседи хотят уже не деньги за свои продукты, а нашу продукцию".