Его команда прикрепляет к дну океана первые искусственные скелеты кораллов, чтобы коралловым полипам было проще образовывать новые колонии.
Многое изменилось с тех пор, как дед Фабьена Кусто, Жак, в 1950-х годах начал активную исследовательскую программу по сохранению океанов. Шестьдесят лет перегрева океанов, чрезмерного рыбного промысла и массовых загрязнений водной среды привели в итоге к крупным повреждениям современных океанических экосистем. По оценкам Всемирного фонда дикой природы, четверть коралловых рифов во всем мире повреждена без возможности восстановления, а две трети подвергаются серьезной угрозе. К счастью, Кусто-внук может бороться за сохранение океанов с помощью устройств, о которых его дед и не мечтал.
Вдохновленные современными достижениями в области 3D-печати, Кусто и команда исследователей из Океанического учебного центра Фабьена Куст решили провести эксперимент с распечаткой коралловых рифов в качестве одного из методов реабилитации экосистем. Этой зимой команда дайверов установила первый искусственный риф на дне океана близ острова Бонайре, расположенного в Карибском архипелаге рядом с Венесуэлой.
В естественных условиях известковый “скелет“ кораллового рифа, состоящий из карбоната кальция, образуется благодаря гибели множества мелких полипов. Их потомки неподвижно закреплены на общем для всей колонии скелете, придавая ему окраску. Кусто хочет напечатать для полипов как можно больше скелетов, чтобы им было проще размножаться и привлекать естественную фауну – рыб, осьминогов и других животных, использующих заросли кораллов как дом и охотничьи угодья.
Скелет искусственных кораллов сделан из того же материала, что и натуральный – из СaCO3, использование которого в качестве материала для 3D-печати стало возможным лишь в последние несколько лет.
После успешных лабораторных испытаний Кусто надеется, что уже к началу весны следующего года кораллы в водах Бонайре будут процветать и разрастаться. Конечно, это не решает всех проблем, вызванных глобальным потеплением: в естественной среде кораллы будут продолжать умирать, но сама по себе идея может в будущем стать очень действенной мерой по сохранению биологического разнообразия.