Мировые производители нефти, на долю которых приходится около 60% добычи, договорились о ее коллективном сокращении. Такое решение приняли на встрече в Вене 30 ноября 2016 года страны ОПЕК, а уже 10 декабря его поддержали 11 стран, не входящих в эту организацию. Общее сокращение составит 1,7-1,8 млн баррелей в сутки (б/с), что соответствует почти 2% суточной добычи.
Западные аналитики отмечают, что совместное решение членов ОПЕК о сокращении добычи было принято впервые за последние восемь лет. А совместное с другими крупными производителями – впервые с 70-х годов прошлого столетия, что позволило назвать венские решения историческими.
Ценовое ралли
Еще до окончания заседания картеля 30 ноября цены на нефть начали расти. На Лондонской бирже ICE стоимость нефти марки Brent выросла на 8%, превысив показатель $50 за баррель. Хотя предыдущие восемь месяцев колебалась на уровне $45-47 за баррель. А уже 12 декабря Brent в Лондоне на короткий период достигла максимума за последние 1,5 года – $57,2 за баррель, а нефть WTI на NYMEX подорожала до $53,92 за баррель.
Накануне Федеральная резервная система США заявила о повышении базовой процентной ставки на 0,25%, до 0,75%. В Bank of America Merrill Lynch отметили, что повышение ставки всегда отражается на котировках, так как снижает «спрос в развивающихся странах, в значительной мере обеспечивающих рост мирового потребления нефти».
Цена на нефть больше всего беспокоит ее производителей. Общее мнение производителей выразил министр нефти Нигерии Эммануэль Качикву для телеканала Bloomberg: «Все понимают одну основную вещь: если мы это не сделаем (снижение добычи. – ред.), цены будут снижаться, и у многих стран ОПЕК возникнут сложности с национальными экономиками. Нам нужны инвестиции для развития».
Глава департамента анализа сырьевых рынков Bank of America Merrill Lynch Франсиско Бланш в комментарии Bloomberg спрогнозировал, что «к середине следующего года цены достигнут $70 за баррель».
Цену в районе $60-70 за баррель прогнозируют и аналитики BMI Research. Они ожидают, что снижение избыточных поставок нефти на рынок приведет к увеличению котировок. Но при этом уточняют: если не будет нарушений договоренностей о сокращении добычи.
Вернулись к началу пути
На долю картеля ОПЕК придется сокращение в размере 1,2 млн б/с, на долю стран, не входящих в ОПЕК, – 558 000 б/с, хотя изначально картель просил от них снижения на 600 000 б/с. Наибольшая доля в сокращении придется на неформальных координаторов обеих сторон: от ОПЕК Саудовская Аравия готова сократить добычу на 500 000 б/с, от стран, не входящих в ОПЕК, Россия – на 300 000 б/с.
Сокращение добычи нефти должно начаться уже в январе 2017-го. И в течение трех-четырех месяцев производители выйдут на обещанные объемы. При этом они ждут, что все страны мира, особенно развивающиеся, покажут рост экономики. А это позволит снизить запасы нефти, скопившиеся от переизбытка, и положительно повлияет на цены.
В ноябрь 2016-го страны ОПЕК вошли с показателем добычи 33,6 млн б/с, страны, не являющиеся членами ОПЕК, – 64 млн б/с. При этом Саудовская Аравия и Россия снова нарастили добычу до 10,63 и 11,25 млн б/с соответственно. И вот уже с этого уровня производители нефти решили снижать добычу. То есть фактически страны договорились вернуться на уровень добычи начала 2016 года.
Международное энергетическое агентство считает, что уже в первом полугодии 2017-го может наступить дефицит нефти в мире, который составит примерно 0,6 млн б/c. «Но если производители нефти не выполнят свои обязательства, рынок рискует столкнуться с возвращением к периоду низких цен и ростом коммерческих запасов нефти четвертый год подряд», – говорится в последнем обзоре агентства.
Риск невыполнения
Из 13 членов ОПЕК – а это Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла и Габон – Иран, Ливия и Нигерия исключены из обязательств о снижении добычи. Из стран, не являющихся членами ОПЕК, венское соглашение подписали только Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Экваториальная Гвинея, Казахстан, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан, Малайзия.
Одним из самых ярых сторонников повышения цен на нефть является Россия. По данным Bloomberg, всего $60 за баррель позволят ей сбалансировать свой бюджет. Поэтому она сыграла определенную роль посредника между Саудовской Аравией и Ираном, якобы уговорив саудитов разрешить Ирану не сокращать добычу.
Впрочем, российские нефтяные компании потребовали у правительства компенсации. Цена марки Urals с 14 ноября по 15 декабря 2016 года составила $47,82 за баррель, или $349,1 за тонну. Кроме того, министр энергетики России Александр Новак сообщил, что никаких санкций к тем, кто не будет сокращать добычу, применять не планируют.
Аналитики Goldman Sachs проанализировали 17 соглашений о снижении квот на добычу за период с 1982 года и сообщили, что в среднем члены ОПЕК выполняли свои обязательства на 60%. А в Morgan Stanley назвали показатели нарушений в 2000–2008 годах: квоты превышались на 880 000 б/c. К тому же в Goldman Sachs считают, что после роста цены до $60 те же сланцевые производители из США могут нарастить производство и вновь снизить котировки до $55 уже в первом полугодии. Для мониторинга по выполнению соглашения страны-подписанты создали группу, в которую вошли Кувейт (возглавил), Алжир, Венесуэла, а также от стран, не являющихся членами ОПЕК, – Россия и Оман. Однако Венесуэла и Иран выступили с предложением уже в I квартале 2017 года провести саммит ОПЕК для установления нового механизма ценообразования на рынке нефти. Никакой уверенности в том, что сокращение добычи сработает, ни у кого нет.
Инна Коваль