Угрозы дискриминационных действий со стороны «Газпрома» фактически реализуются. В конце 2016 г. произошло увеличение загрузки газопровода Северный поток, что сразу же привело к сокращению транзита российского газа через ГТС Украины.
OPAL – немецкий протеже для российского газа
OPAL (Ostsee-Pipeline-Anbindungsleitung) — один из двух газопроводов в Германии (второй – NEL), расположенный вдоль восточной границы Германии, который соединяет газопровод «Северный поток» с существующей газопроводной сетью Центральной и Западной Европы.
Газопровод OPAL – один из газопроводов, предназначенных для транспортировки российского природного газа по территории Германии до границы с Чехией и дальше для транспортировки в направлении пункта Вайдхаус (Германия), а также в Чехию, Австрию.
Источник поступления газа в трубопровод OPAL – российский газ, добываемый на месторождениях Севера России, который поступает в Германию (терминал Грайфсвальд на побережье Балтийского моря) по трубопроводу «Северный поток».
Текущая мощность трубопровода «Северный поток» (через Балтийское море) составляет 55 млрд куб.м/год.
Ответвлениями этого трубопровода на территории Германии являются два газопровода: OPAL (мощность свыше 36 млрд куб.м/год) и NEL (мощность 20 млрд куб.м/год), который транспортирует газ в ПХГ Рейден (Германия), оттуда – на границу Германия-Нидерланды/Бельгия.
Оператор газопровода OPAL – компания OPAL Gastransport GmbH & Co. KG, которая на 80% принадлежит совместному предприятию WIGA Transport Beteiligungs-GmbH & Co. KG (WIGA). WIGA – совместное предприятие Wintershall Holding GmbH (Германия) и «Газпром», которые в течение последних 20 лет укрепляют сотрудничество, строя грандиозные планы укрощения энергетического рынка Европы. Остальными 20% в OPALі владеет немецкая компания Uniper (старое название E.ON).
Кроме того, WIGA владеет долей в другом ответвлении от Северного потока – газопроводе NEL, а также компанией GASCADE Gastransport GmbH – одним из крупнейших операторов газопроводов Германии, в частности, MIDAL, Jagal, Stegal, Wedal, суммарной протяженностью около 3,8 тыс. км, суммарной мощностью около 170 млрд куб.м/год, и объемом поставок около 80 млрд куб.м/год.
Решение ЕК в отношении OPAL и его скорые последствия
Благодаря решению Европейской Комиссии (ЕК) от 28 октября 2016 г., согласно которому «Газпрому» было предоставлено исключение из европейского энергетического законодательства, доля российской монополии в мощностях газопровода OPAL выросла с 50% до более 80%.
Такое решение обжаловал польский аналог НАК Нафтогаз Украины – компания PGNiG, после чего жалобу подал и украинский нефтегазовый холдинг и сейчас находится в процессе обжалования.
Решение ЕК начало действовать, но менее чем через месяц было приостановлено судом на удовлетворение жалоб Польши. Но этого времени хватило для того, чтобы «Газпром» фактически продемонстрировал, какие последствия будет иметь решение ЕК.
23 декабря 2016 г. суд ЕС вынес решение о приостановке выполнения предыдущего решения ЕК от 28 октября 2016 г. Это было сделано по дополнительному прошению в представлениях PGNiG Supply and Trading GmbH 4 декабря 2016 г. и Правительства Польши 16 декабря 2016 года.
Такое решение суда ЕС можно приветствовать, и вероятно оно стало возможным благодаря совместным усилиям польской и украинской сторон.
Однако именно в это время в конце декабря 2016 г. «Газпром» воспользовался возможностью полученного временного расширенного доступа к газопроводу OPAL и заметно увеличил объем прокачки газа по газопроводам Северный поток и OPAL, что произошло благодаря сокращению объемов транспортировки через ГТС Украины.
Как видим, спорное решение ЕК открыло доступ «Газпрома» в «огород» – к мощностям ключевого газопровода для транспортировки российского газа в Германию и страны Восточной Европы.
Фактически, опасения и угрозы в отношении дискриминации других маршрутов поставки российского газа (украинского и белорусско-польского) в пользу Северного потока и Северного потока 2 были материализованы при первой возможности.
Сокращение объемов транзита через ГТС Украины, с 22 по 27 декабря 2016 г. на 19% фактически произошло благодаря увеличению загрузки газопроводов Северный поток и OPAL на 37% и 26% соответственно. Более того, это произошло в период вынесения судом ЕС решения о приостановлении исполнения решения ЕК от 28 октября 2016 г.
Такие выводы строятся на анализе объективных данных европейской платформы прозрачности ENTSOG за период с 22 по 27 декабря 2016 г. включительно, когда произошли:
В очередной раз
«Газпром» в очередной раз доказал, что и в дальнейшем будет использовать доминирующее положение на рынке Европы и доступ к европейской газотранспортной инфраструктуры для максимальной загрузки собственных мощностей (собственных мощностей дочерних и партнерских предприятий в Европе), и одновременно сокращать использование независимых маршрутов для поставок российского газа в Европу, «Газпром» не контролирует, в частности, газотранспортный коридор через Украину.
Такие действия следует оценивать как дискриминационные и неконкурентные, которые представляют угрозу не только для Украины, но и для всей Европы.
Примечательно и то, что эта угроза была воплощена «Газпромом» при первой же возможности. Этот случай не может гарантировать не применение «Газпромом» аналогичных действий в дальнейшем для давления на европейских потребителей и мировую общественность с целью удовлетворения имперских амбиций и получения контроля над энергетическим рынком Европы и усиление энергетической зависимости от РФ.
Располагая несколькими маршрутами доставки российского газа в Германию: Северный поток, Ямал-Европа (Белоруссия/Польша), украинская ГТС (Украина/Словакия/Чехия), где находится большинство контрагентов Газпрома, на данный момент РФ имеет возможность в ручном режиме менять объемы по направлениям.
Ей это легче сделать на вполне контролируемом маршруте. По понятным причинам украинское направление не является приоритетным, уступая Северному потоку и Ямал-Европа.
Поставки российского газа всегда играли решающее значение для Германии, в то же время создание избыточных мощностей газопроводов, аккумулирование активов в сфере добычи, транспортировки и хранения, продажи природного газа на территории Европы и в частности Германии сейчас имеет уровень, который может угрожать энергетической безопасности ЕС.
Об осознании подобных угроз ЕС будет свидетельствовать окончательная приостановка решения ЕК, которое, вероятно, было компромиссным для отсрочки планов строительства Северного потока 2.
Александр Лактионов, кандидат наук, эксперт в области энергетики