Лента "Вечеринка" стартует крупным планом разгневанно-растрепанной героини Кристин Скотт Томас, бросающей невидимому адресату обвинения в предательстве и дрожащей рукой поднимающей пистолет.
Заинтриговав зрителей, которые, впрочем, уже и так пришли в кинотеатр смотреть ее картину, автор Салли Поттер "отматывает" пленку сюжета на час назад и показывает ту же героиню в благожелательном расположении духа, принимающей поздравления и гостей.
Джанет — британский оппозиционный политик. И она только что стала министром здравоохранения в "теневом правительстве". Отпраздновать это событие героиня собирается у себя дома в узком кругу друзей.
Салли Поттер сводит в камерном пространстве (гостиная, кухня, ванная комната и мелкий, огороженный от остального мира внутренний двор) четыре пары:
На 20-ой минуте фильма, который до этого момента — за исключением стартовой угрозы огнестрельным оружием — движется вперед ни шатко, ни валко, Билл прерывает поток пустопорожних славословий в адрес супруги и делает неожиданное признание. Оно объясняет его огорошенный вид, шокирует окружающих и — в ответ — запускает лавину новых откровений.
Оказывается, что в каждой из любящих семей полно скелетов в шкафах (в том числе и у Джанет), а у некоторых участников празднества и скелеты и шкафы — неожиданно общие. Сеанс взаимных обвинений и разоблачений то и дело от слов переходит к болезненным действиям. И летит вперед столь стремительно, что практически уравновешивает движение экранно-художественного и физического времени, превращая "Вечеринку" в своеобразный театр без театра.
Герои, которым есть, что скрывать, представлены в фильме максимально крупно, выделяясь на фоне сдержанного, ничем не выдающегося пространства. На авансцену их характеры, эмоции и поступки выводит черно-белая гамма ленты, выразительная игра света и тени.
Насыщенные, крупные планы, которыми пестрит картина, выглядят, словно художественные портреты персонажей, сделанные в фотоателье. Выполнены они с учетом особенностей характера "моделей" (особенно это заметно в сценах с накокаиненным банкиром), но всегда — красиво.
70-летний оператор-постановщик Алексей Родионов, который творил с Кирой Муратовой и Элемом Климовым, то аккуратно укладывает полумрак на лица героев, то, наоборот, максимально освещает их, а иногда — вычурно использует двойную экспозицию, отражая их облик в стекле. Осуществлять эту задачу ему тем легче, что фильм полностью снимался в студии, специально подготовленном для подобных иллюзий пространстве.
Павильонный характер картины, преобладание слова над действием, исповедальные мотивы персонажей, так или иначе открывающих то, что было скрыто, хитросплетенные узлы взаимоотношений, разрубаемые здесь и сейчас, — все это подталкивает рассматривать "Вечеринку" в ряду "бульварных" комедий. Своеобразие ленты, пережевывающей затертый тезис о том, что все семьи несчастливы по-своему, заключается в исключительно высоком интеллектуальном уровне представленных семей, которые цитируют Вергилия и слушают виниловые пластинки.
Комедийный же эффект возникает из-за того, что интеллектуалы остаются верными себе и своим идеалам даже во время выяснения интимных отношений. Поэтому "грызня" на личные темы регулярно переходит в идеологические перепалки, отмеченные еще большей интенсивностью. Тут говорят о капитализме, западном истеблишменте и кризисе парламентской демократии, нацизме, фашистах и коллективной вине, альтернативной медицине, постмодернизме и пост-постфеминизме, атеизме и вере.
"Подкованные" реплики в духе "Ты первоклассная лесбиянка и второсортный ученый" заставляют вспомнить о творчестве Вуди Аллена. О нем напоминают и сдержанные титры, в которых актеры перечислены в алфавитном порядке (он в своих фильмах так делает всегда). Экранные работы "Вечеринки" стоит отметить особо. Они сильны, гармоничны и уравновешены, подчеркивая высокое качество равноправного исполнительского ансамбля.
Премьера "Вечеринки" состоялась на МКФ в Берлине. Первый показ в Украине был на закрытии Одесского МКФ. Выдающихся кассовых достижений в мировом кинопрокате, как и громких наград, у картины нет. И вряд ли будут.
Пожалуй, талантливая работа Салли Поттер и не претендует на особые лавры, являясь стремительным — всего 70 минут — упражнением в стиле, анекдотом, который разумно не пытается раздуть личную историю до масштабов социологического обобщения, хотя наряду с элементами черного юмора представляет и намеки на социальную сатиру, выстраивая современную версию классической английской "комедии обычаев".
В британском прокате авторы анонсировали "Вечеринку", как "комедию трагических масштабов". Украинский дистрибьютор Kinove на афише написал несколько иначе: "Комедия с привкусом трагедии", что тоже верно. После просмотра лента действительно оставляет сладко-горький привкус, который испаряется незаметно и легко.