Авторизация

На проблема голодных людей "Что мы ныне будем жрать?" полтавский пастор отвечал: "Что господь даст"

На проблема голодных людей "Что мы ныне будем жрать?" полтавский пастор отвечал: "Что господь даст"

Правоохранители задержали руководителя действовавшего в Полтаве реабилитационного религиозного центра, в котором насильно удерживались свыше 40 человек



Николай — 38-летний импозантный мужчина — неоднозначно намекает, что разговор закончен и мне пора домой.



— У нас вечерняя молитва, — проводит он меня к выходу.



Хотя что представляет собой религиозный реабилитационный центр для наркозависимых и других категорий граждан, которые не в состоянии справиться с собственными нездоровыми пристрастиями, я успела увидеть. С людьми пообщалась. Люди как люди. Они — двенадцать человек — решили остаться здесь после того, как правоохранители арестовали их пастора. До этого в добротном частном доме на окраине Полтавы, который на правах аренды принадлежал общественной организации (реабилитационному центру «Нова доля країни»), находились 43 человека: четыре женщины («сестры»), остальные — «братья». Оставшиеся не хотят отсюда уезжать (иным просто некуда). Говорят, желают больше познать Бога и укрепиться в своей вере, чтобы в будущем помогать «заблудшим».


«Здесь никто никого не держит — дверь открыта»


— Я кололся с 21-летнего возраста, — рассказывает Николай, приехавший из Сум, который теперь за старшего в центре. — За это время все потерял: дом, семью. Вам лучше не знать, как я жил все эти годы. Государство предлагало мне метадоновую программу, замещающую наркотики, но все это фикция. Таблетки не помогут, если у человека нет желания избавиться от пагубного пристрастия. Можно платить большие деньги за лечение, но за них ведь новое мышление не купишь. Исцеляет только вера. В реабилитационном центре я уже год — кум посоветовал попробовать, как последний шанс. Поначалу меня здесь многое не устраивало: и то, что нужно рано вставать, убирать за собой, ходить в церковь, слушать проповеди… В общем, жить по установленному режиму. Но после того, как пастор обратил меня к Богу, ко мне пришло откровение, что смогу измениться. Я молился и просил у Господа об этом. Теперь точка невозврата пройдена. Я живу и радуюсь каждому дню. В чистоте и свете. С Богом в душе.



— Согласитесь, довольно странно выглядит эта борьба с религиозным реабилитационным центром, — включается в разговор землячка Николая 35-летняя Оксана. — Когда мы кололись одним шприцем, когда вскрывали себе вены, лежали и умирали в подворотнях, до нас никому не было дела. А когда, наконец, вернулись к нормальной жизни, нас выгоняют на улицу, снова толкают в болото. Я считаю: пусть десять человек из ста избавятся от своей зависимости благодаря молитве — и это хорошо.



К сожалению, после того, как тут появились люди с автоматами, лучше не стало. Знаем, что у двоих, ушедших из центра после полицейского обыска, случилась передозировка. Мама одного парня из Киева позвонила и, рыдая, рассказала, что ее счастье длилось ровно сорок минут. Именно столько ее сын, вернувшись домой, смог продержаться без наркотиков. Некоторые вообще не доехали до дома. Где они, неизвестно. Так спешили отсюда выбраться, что даже вещи свои не забрали.



Оксана тоже бывшая наркоманка. Неоднократно пыталась «соскочить» с иглы, лечилась в государственных медицинских учреждениях.



— Да никому мы там не нужны! — считает женщина. — В клиниках смотрят лишь за тем, чтобы ты вовремя принял лекарства. Но ведь таблетки душу не лечат. Здесь же совсем другая атмосфера — комфорт, покой, духовность. Здесь не хочется колоться. Я сама сюда попросилась и с помощью Бога изменила свою жизнь.



— Но почему же тогда большинство людей ушли отсюда, как только представилась возможность? — спрашиваю реабилитантов.



— Они не укрепились в вере, им для этого не хватило времени, — отвечает за всех Николай.



— Сколько же требуется времени для избавления от зависимости?



— Минимум полгода. Но здесь никто никого не держит — дверь открыта. А Бог помогает только тому, кто сам хочет измениться.



На проблема голодных людей "Что мы ныне будем жрать?" полтавский пастор отвечал: "Что господь даст"

*Часть людей, оставшихся в реабилитационном центре, уверены, что его ликвидация — не лучший метод борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Фото автора



Впрочем, сотрудники областной полиции и прокуратуры, которые провели совместную операцию по освобождению людей, насильно удерживаемых в религиозном центре, располагают другими фактами.



— Никто не имеет права посягать на свободу человека, даже если тот ведет неправильный образ жизни, — говорит начальник отдела по борьбе с преступностью, связанной с торговлей людьми, полтавского областного главка Национальной полиции Валентин Кириченко. — Это гарантировано Конституцией. Чтобы определить больного на принудительное лечение, нужна медицинская справка, подтверждающая диагноз, а изолировать его от общества можно лишь на основании решения суда. Здесь же все происходило насильно. Например, нам известны случаи, когда к страдающему той или иной формой зависимости приезжали добровольные помощники руководителя центра и под видом сотрудников полиции забирали его якобы в отделение для выяснения обстоятельств, а на самом деле привозили на реабилитацию в религиозную общину. Если кто-то не соглашался ехать, применяли силу.



— Как эти помощники узнавали о таких людях?



— Зачастую от страдающего определенной зависимостью избавлялись родственники. Руководитель центра «Нова доля країни» (он же пастор церкви «Нова доля») размещал в Интернете рекламные объявления, что здесь помогают избавиться от наркомании, алкоголизма и игромании. Выставлял на сайте истории конкретных людей, освободившихся от этой зависимости. Проводил проповеди, на которых обещал исцеление. Люди, в чьи семьи пришла беда, хватаются за эти обещания, как утопающий за соломинку. Но одни искренне хотят помочь близкому человеку и борются за него всеми возможными способами, а другие используют эту возможность для завладения имуществом. Среди тех, кого мы освободили, — пожилой мужчина из Мариуполя Донецкой области, больной диабетом, без ноги. Пока он «лечился» в Полтаве, дальняя родственница зарабатывала на сдаче его квартиры в аренду.



Кстати, не все пациенты реабилитационного центра имели основания находиться здесь. Например, мать молодого парня с психическими отклонениями вместо того, чтобы оформить сына в специализированную клинику, отдала его в центр. Собирать документы для необходимого сыну лечения женщине показалось сложно. А руководитель центра, воспользовавшись паспортом больного человека, оформил на него кредит по системе «Швидко гроші».



Кроме того, в религиозной общине находились больные гепатитом, туберкулезом… И весь этот контингент ютился в доме с решетками на окнах площадью сто квадратных метров. То есть на каждого обитателя приходилось менее двух квадратных метров жилья. Кровати в спальнях были установлены в два-три яруса, как в казарме, и белье грязное, неизвестно когда стиранное. Вообще быт спартанский: в гостиной — сделанные из досок деревянные скамейки, телевизор — с одним христианским зарубежным каналом. «Банный день» устраивался раз в неделю, по четвергам.



На проблема голодных людей "Что мы ныне будем жрать?" полтавский пастор отвечал: "Что господь даст"

*В этой небольшой комнатке, уставленной кроватями в два яруса, жили десять человек. Фото автора



Духовный наставник ездил на дорогом автомобиле, часто отдыхал за границей



Мой собеседник Николай не скрывает, что попавшие в религиозный реабилитационный центр пытались убегать. Но не признает, что их ловили, возвращали обратно, избивали и бросали в яму.



— Общественная неприбыльная организация «Нова доля країни», при которой открыт центр для лечения зависимых от наркотиков, алкоголя и азартных игр, зарегистрирована в Запорожье, — объясняет заместитель начальника полтавской областной полиции Руслан Бирюков. — Однако лицензии на проведение реабилитации данная организация не имеет. Следовательно, в центре не было ни психолога, ни врача, а к содержащимся в нем людям применялись меры перевоспитания, как к заключенным. У них отнимали паспорта, мобильные телефоны, их использовали на тяжелых работах, за малейшие провинности наказывали.



— Кто же занимался воспитательной работой?



— Обслуживающий персонал из числа тех, кто смог победить в себе пристрастие к наркотикам и алкоголю. В основном это люди, не пожелавшие оставить центр.



— Персонал получал за это деньги?



— Нет, но имел привилегии. Например, пастор доверял своим приближенным забирать на почте передачи, которые родственники отправляли своим близким. Пользуясь моментом, они вынимали из посылок самое вкусное, ценное, и адресаты получали, как говорится, рожки да ножки. Духовный наставник и сам не гнушался отведать продуктов из посылок, причем делал это открыто. Хотя он жил на широкую ногу, а содержавшиеся в неволе зачастую не имели, что поесть. Их рацион — макароны, хлеб и самая дешевая крупа-сечка. День, когда в холодильнике появлялся фарш, состоящий из перемолотых хрящей и внутренних органов животных, для контингента реабилитационного центра был праздником. Но случались дни, когда люди, лишенные свободы передвижения и средств к существованию, вообще не имели еды. «Что мы сегодня будем есть?» — спрашивали они пастора. «Что бог пошлет», — отвечал он…



В тот день, когда я посетила реабилитационный центр, здесь как раз был пост. Реабилитанты объяснили, что таким образом они укрепляются в вере. Впрочем, в холодильнике стояла кастрюля с вермишелевым супом и лежало несколько буханок черного хлеба. А на столе в кухне размораживался небольшой кусок свинины. Сами же обитатели религиозной общины рассказывают, что питание у них отличное. Дескать, на неделе по два раза шашлыки жарят.



— Когда люди попадают сюда, у них только нос да уши торчат, — говорит симпатичная блондинка Елена. — Здесь отъедаются так, что родные не узнают. Посмотрите на каждого из нас. Разве мы похожи на изможденных, голодающих людей? Но правоохранители представляют нас какими-то монстрами, чуть ли не палачами. Да мы, когда находились в блуде, сутками не ели, к врачам годами не обращались. А тут, если надо кому-то поправить пошатнувшееся здоровье — пожалуйста, тебя отвезут в больницу, вылечат.



— У нас есть информация, что сумевших преодолеть тягу к психостимуляторам, алкоголю и азартным играм, готовили для работы в подобных центрах, которые должны были открыться на территории Полтавщины, — продолжает Руслан Бирюков. — Всего в Украине существует порядка 350 таких заведений. Мы собираемся обратиться в суд с иском о запрете их деятельности.



Правоохранительные органы установили, что ежемесячный «благотворительный взнос» за содержание одного человека в таком центре составлял для их родственников три тысячи гривен. Если они не платили, то «реабилитация» заканчивалась. Хотя она, собственно, заключалась в чтении библейской литературы и молитвах, играх в футбол, карты и домино, занятиях на самодельных тренажерах и общении. То есть расходов на какие-либо специальные методики восстановления центр не нес.



— Пастор церкви «Нова доля» — 39-летний уроженец Донецка — с началом военных действий на Донбассе перенес свою деятельность в Полтаву, — говорит Руслан Бирюков. — Сначала для проповедей арендовал зал в городском Доме культуры, но там довольно быстро разобрались в их сути и разорвали договор. Тогда он перешел в Дом культуры железнодорожников… Для него «паства» являлась инструментом легкого заработка. По договоренности с некоторыми руководителями фирм он вывозил беззащитных людей на тяжелые физические работы. Заставлял их под присмотром ходить по улицам Полтавы с ящичками и собирать «пожертвования» на нужды воинов АТО и больных детей. Принимал щедрые подарки от обеспеченных родственников своих подопечных. Во время санкционированного обыска у пастора были выявлены дорогие гаджеты и оргтехника. В материалах досудебного расследования указаны также новая иномарка, которую он недавно приобрел в автосалоне, и регулярные поездки на фешенебельные заграничные курорты.



Руководитель реабилитационного центра задержан и находится под домашним арестом. В отношении него открыто уголовное производство за незаконное лишение свободы или похищение человека, а также за нападение на работника правоохранительных органов (во время обыска бросился на сотрудника полиции с ножом). В местах лишения свободы пастор может провести пять лет.



Между тем центр с сомнительной репутацией продолжает действовать: в Интернете остались его страницы, а руководство над оставшимися в нем людьми взял на себя один из пособников арестованного. Но некоторым из попавших в центр действительно просто некуда возвращаться…

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка