Нил Симс (Neil Sims), управляющий партнер офиса в Сан-Франциско компании по поиску управленческого персонала Boyden Global Executive Search, свою карьеру начал как предприниматель — создал с нуля и продал компанию в сфере услуг. В списке его клиентов как небольшие стартапы, так и транснациональные корпорации. Нил работает с лидерами рынка, которые стоят на передовой научных исследований в IT-сегменте, и помогает компаниям выйти на американский рынок — от разработки идеи продукта до вывода его на рынок.
Нил, у вас уже есть опыт сотрудничества с украинскими IT-компаниями. Как американцы оценивают украинский IT-сектор. Что думают об уровне управленцев таких компаний?
Так сложилось, что Восточную Европу, в том числе и Украину, американцы рассматривают как площадку для выполнения проектов по аутсорсингу. За этим регионом уже закрепилась слава места работы талантливых, умных и одаренных IT-специалистов, за небольшие (по сравнению с США) деньги.
Как вы считаете, наличие квалифицированных кадров может стимулировать американские компании активнее инвестировать в Украину?
Да, и это уже происходит. Не так давно я встречался с инвесторами, которые хотят выстроить некие "финансовые мосты", что позволит американским компаниям инвестировать в Украину. На украинском рынке сейчас много компаний, которые хотят большего, нежели просто выполнять проекты на условиях аутсорсинга для западных заказчиков. Они разрабатывают собственные продукты, которые продвигают на внешних рынках. Нередко основатели таких компаний переезжают в США, где выстраивают отделы продаж и маркетинга. Такая модель более эффективна для продвижения на американском рынке.
Это в том числе и ваша работа — помогать украинским компаниям продвигать свои продукты на американском рынке?
Да. Моя работа — содействовать украинским IT-компаниям, как и компаниям с других рынков, нанять "правильных" исполнителей, которые помогут успешно выйти на американский рынок.
Нил, каких управленцев ищут ваши клиенты?
Мои клиенты, в первую очередь, заинтересованы в digital marketing-управленцах, которые знают, как провести оптимизацию, понимают мир цифровой рекламы и социальных сетей, знают, как лучше донести необходимый компании контент до целевой аудитории. Они хотят найти профессионалов, которые знают, как работают технологии и как с их помощью достучаться до людей. И что еще более важно, мои клиенты хотят видеть креативность и нестандартный подход в решении задач.
Сложно ли уговорить американцев работать на украинские компании?
Не скрою, это непросто. Немного найдется управленцев, готовых переехать из США в Украину, если у них есть другие предложения. Некоторые хотят, но это не те руководители, о которых мечтают заказчики из Украины. Поэтому в большинстве случаев нанятые управленцы не переезжают в Украину, а остаются работать в Штатах. В такой модели работы на самом деле есть определенные плюсы для украинского бизнеса. Один из минусов — разница во времени. Не так много часов, когда есть возможность в реальном времени коммуницировать между Калифорнией и Украиной.
Проблема лишь в разнице во времени?
Не только. IT-компании, которые выходят на американский рынок, нередко совершают две ошибки. Во-первых, владельцы бизнеса не осознают, насколько важна открытость и гибкость в вопросах собственности. Насколько необходимо, чтобы у сотрудников и партнеров была возможность купить/получить долю бизнеса. Иногда приходится долго объяснять, что по-другому на американском рынке работать нельзя. Лучше владеть меньшей частью огромного бизнеса, чем большой частью малого. Партнерство/коллаборация — лучший способ продвижения на рынке США.
Еще одна расхожая ошибка, которая касается не только украинских, но и других, компаний, — они не всегда готовы платить американским руководителям рыночные зарплаты.
Почему компании США сотрудничают на условиях аутсорсинга с Украиной? Потому что стоимость IT-кадров в Украине — это где-то 25% от того, что получают аналогичные сотрудники в США. Вот и получается, что когда украинские компании выходят на американский рынок и хотят нанять местных управленцев, они предлагают зарплаты в 3-4 раза ниже существующих в США. Но если ты хочешь быть успешным на Западе, где есть огромные возможности ввиду платежеспособного клиентского спроса, ты должен платить адекватную зарплату топ-менеджерам, которые сделают твой бизнес успешным. По-другому никак.
Можете ли дать совет, как украинским IT-компаниям стать более интересными для американских инвесторов?
Интерес со стороны американского бизнеса есть. Доказательство этого — мое присутствие в Украине. Украинские компании не должны останавливаться доносить информацию о себе и возможностях своего бизнеса до американских инвесторов.
Звучит классно. Но как это сделать правильно?
Нужно изучать опыт тех отважных украинских компаний, которым удалось выйти на американский рынок. Нужно сотрудничать с компаниями, к примеру, AVentures Capital, Horizon Capital, DigitalFuture, которые занимаются феноменальной работой — вдохновляют и развивают молодых талантливых предпринимателей, помогают им выстроить бизнес в наиболее привлекательном с точки зрения западных инвесторов виде.
Как, по вашему мнению, будет меняться сфера подбора топ-менеджмента? Какое будущее нас ожидает?
Еxecutive search активно развивается и меняется в унисон с изменениями в других сферах экономики. До создания соцсети Linkedin информация о потенциальных кандидатах, их карьере и опыте была очень ценна. Linkedin изменил индустрию. Благодаря этой соцсети, кандидаты открыто предоставляют информацию о том, кто они, что умеют и чего смогли достичь. Раньше модель работы хедхантеров была относительно простая. Тебе как руководителю бизнеса нужно кого-то нанять. Ты мне платишь деньги, а я нахожу и предлагаю кандидата. И все.
Сейчас сегмент executive search выполняет больше консультационные задачи. Мы должны не только выбрать кандидатов и предложить клиенту, но и быть уверенными, что именно они лучше всего отвечают требованиям бизнеса клиента. К примеру, компания хочет усилить департамент маркетинга, но внутри компании еще нет финального решения, каким образом будет работать новый департамент, какие цели перед ним стоят. Мы должны выслушать мнение компании и предложить им управленцев, возможно, и из других отраслей, которые сделали некий прорыв в своих сферах. К примеру, компания работает в B2B-сфере. Почему бы не предложить ей привлечь профи из FMCG-сектора, которые, как правило, более активны и креативны, ведь работают с конечным потребителем, а не с другой бизнес-структурой. Одним словом, executive search должен предложить клиенту индивидуальный подход к решению его стратегических задач. За этим будущее.