Фантастический лазер. За что дали Нобеля по физике

Фото: Nature С помощью оптического пинцета создали цветное трехмерное изображение

Нобелевский комитет наградил в 2018 году сразу трех физиков. Они работают в сфере лазерной оптики, но занимаются совершенно разными направлениям.

Нобелевскую премию по физике присудили трем исследователям за достижения в области лазерной оптики.
Американцу Артуру Ашкину - за лазерный пинцет, применяемый в биологии. Жерару Муру из Франции и Донне Стрикленд из Канады - за метод получения ультракоротких оптических импульсов, повышающих мощность лазеров. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Лазерный пинцет

Лазерный или оптический пинцет, изобретенный в 1987 году, перемещает вещества с помощью света - лазерный пучок специальной формы захватывает отдельные клетки и даже атомы. В отличие от обычных пинцетов, которые использовались до этого, клетки не повреждаются.
"Артур Ашкин реализовал свою мечту, создав световую ловушку. Так научная фантастика стала реальностью", - говорится в пресс-релизе Нобелевского комитета.
Принцип работы оптического пинцета заключается в использовании давления света. У маленьких частиц очень большая поверхность по отношению к их очень маленькому объему. Поэтому сила давления света для них очень велика по отношению к их массе.
С помощью этих пинцетов даже можно двигать предметы, расположенные за непроницаемой преградой, в случае, если она прозрачна для света. Чтобы проводить операции на клетках даже не обязательно вскрывать саму клеточную оболочку. Можно двигать что-то внутри клетки прямо сквозь эту оболочку.
Полученные таким образом знания ученые используются для разработки лекарств и борьбы с заболеваниями.
К примеру, ученые выяснили, что белки, обеспечивающие внутриклеточный транспорт и сокращение мышц работают "шагами".
Биофизики измерили вязкоупругие свойства биополимеров и научились собирать искусственные клетки в упорядоченные структуры.
Кроме того, ученые часто используют оптические пинцеты, чтобы управлять отдельными атомами - например, в марте этого года австралийские физики измерили с точностью до сотых долей аттоньютона силу, действующую на отдельный атом, а в апреле американские исследователи впервые провели химическую реакцию между отдельными атомами щелочных металлов.
В январе этого года американские инженеры получили с помощью оптического пинцета цветное трехмерное изображение, напоминающее голограммы из научно-фантастических фильмов.
СюжетОбманули рак. За что дали Нобелевскую по медицине