Астрономы нашли гигантскую экзопланету, вращающуюся по стабильной орбите в системе с тремя звездами

Планета HD 131399Ab

Ученые-астрономы обнаружили первую в своем роде экзопланету, которая вращается по удивительно стабильной орбите, проходящей в пространстве системы, состоящей из трех звезд. Стабильность орбиты планеты HD 131399Ab стала неожиданностью для астрономов, поскольку ранее считалось, что на движение такого космического тела будет оказывать хаотическое влияние взаимодействий гравитационных сил сразу трех звездных тел.

Системы, в состав которых входит несколько звезд, как считают астрономы, являются столь же распространенными, как и системы с одной звездой, как наша Солнечная система. Однако, планеты, находящиеся в таких системах, не должны иметь стабильной орбиты из-за сложных гравитационных взаимодействий, Открытие такой планеты, нарушающей общепризнанные принципы, является большой удачей, ведь такие планеты должны быть чрезвычайно редки даже в бесконечном многообразии Вселенной.

Первой планетой, обнаруженной в двойной звездной системе, стала найденная в 2011 году космическим телескопом Kepler планета Kepler-16b. Позже учеными-астрономами были обнаружены еще несколько подобных планет, некоторые из которых находились в благоприятной для жизни зоне. И все подобные планеты, частично в шутку, получали от ученых и журналистов название "Татуин" по названию планеты из цикла фильмов "Звездные войны"

Звездная система HD 131399

Планета HD 131399Ab была обнаружена группой астрономов из Аризонского университета при помощи возможностей инструмента Spectro-Polarimetric High-contrast Exoplanet REsearch instrument (SPHERE), установленного на телескопе Very Large Telescope (VLT) Европейской южной обсерватории. Система HD 131399 находится на удалении 320 световых лет от Земли в созвездии Центавра, а планета HD 131399Ab является первой экзопланетой, найденной при помощи инструмента SPHERE, который позволяет компенсировать яркий свет звезд системы и найти на этом фоне более тусклые объекты, такие, как экзопланеты.

Однако, планета HD 131399Ab представляла бы собой предмет повышенного интереса даже если бы она и не находилась в тройной звездной системе. Тепловая "подпись" этой планеты говорит о том, что она является газовым гигантом, подобным Юпитеру, но превосходящим его по размеру минимум в четыре раза. Возраст этой планеты, как полагают ученые, составляет всего 16 миллионов лет и это делает планету HD 131399Ab самой "молодой" из всех известных экзопланет. Кроме этого, температура на ее поверхности, которая составляет порядка 580 градусов Цельсия, делает планету HD 131399Ab самой холодной среди планет, изображения которых удавалось получить методом прямой съемки.

Снимок системы HD 131399

Самая большая звезда системы, HD 131399A, имеет массу, превосходящую массу Солнца в два раза. Две других звезды системы HD 131399И и HD 131399С, как считают ученые, имеют гораздо меньшие массу и размеры. Планета HD 131399Ab вращается вокруг самой большой звезды на расстоянии 80 АЕ (Астрономических Единиц) от нее, две малых звезды системы вращаются на расстоянии 10 АЕ друг от друга и это все вместе описывает в космосе круг, диаметром в 300 АЕ.

В ближайшем времени ученые планируют провести серию дополнительных наблюдений, которые позволят более точно определить орбиту движения планеты и каждой из трех звезд системы HD 131399. Получив на руки эти данные, астрономы смогут выяснить, как в таких сложных условиях могли начаться, пройти и завершиться процессы формирования планеты, которые, по всем канонам, не должны были привести к успешному конечному результату.