Ученые обнаружили новый тип стволовых клеток

Стволовые клетки

Наши читатели наверняка не раз слышали о плюрипотентных стволовых клетках (pluripotent stem cells), клетках живых организмов, обладающих уникальной способности превращаться в клетки тканей любых других типов. Ученые достаточно сильно интересуются этими клетками не только из-за изучения их роли в развитии живых организмов, использование стволовых клеток является ключом для новых методов лечения множества заболеваний, при которых требуется регенерация пораженных болезнью тканей. Достаточно долгое время выбор ученых был ограничен двумя типами стволовых клеток, эмбриональными, которые, как не трудно догадаться, извлекаются из живых эмбрионов, и соматическими, которые присутствуют в организмах взрослых живых существ и которые заменяют собой поврежденные клетки тканей органов.

Еще в 2007 году исследователи обнаружили, что клетки некоторых тканей, к примеру, клетки кожи, можно превратить в плюрипотентные стволовые клетки, называемые индуцированными стволовыми клетками (induced pluripotent stem cells). Это открытие сделало новые технологии лечения заболеваний более доступными, однако, во время получения индуцированных клеток было замечено образование большого количества странных клеток, напоминающих злокачественные клетки раковых опухолей, которые ученые сначала приняли за нежелательный побочный продукт образования стволовых клеток.

Однако, приглядевшись более внимательно к этим странным клеткам, ученые пришли к выводу, что они также являются стволовыми клетками, но абсолютно нового типа и со своим весьма специфическим набором функций. И этот тип стволовых клеток стал третьим типом, получившим название induced XEN или iXEN.

После этого исследователи из Мичиганского университета (Michigan State University) занялись детальным изучением стволовых XEN-клеток, которые получаются в большом количестве во время производства плюрипотентных стволовых клеток. Шесть месяцев испытаний на подопытных животных показали, что эти клетки и изменения их генотипа не имеют ничего общего с раком и другой онкологией. "Нестандартный" генотип XEN-клеток существенно сужает круг типов тканей, в клетки которых могут превратиться XEN-клетки, тем не менее, определение причин их образования позволит в будущем значительно снизить их количество и увеличить количество производимых нормальных плюрипотентных стволовых клеток.

В настоящее время ученые пытаются выяснить роль, которую играют XEN-клетки в организме человека и других живых существ. И если эта роль будет определена, то существует вероятность того, что и этот тип стволовых клеток также может быть использован в лечении определенных заболеваний или для увеличения эффективности применения стволовых клеток других типов.