Авторизация

Триумф безысходности: о кинофильме Зака Снайдера "Лига Справедливости"

Триумф безысходности: о кинофильме Зака Снайдера "Лига Справедливости"


События фильма Зака Снайдера развиваются после гибели Супермена, произошедшей в предыдущей серии — картине "Бэтмен против Супермена" прошлого года. Авторы без оглядки признают, что создают свой фильм для тех, кто "в теме". Поэтому после короткого — ностальгического — интервью Супермена (Генри Кавилл) детям, записанного на iPhone (этот сознательно размытый кадр — единственный визуально несовершенный в насыщенной зрелищными эффектами картине), они пускают историю с места в карьер.

Мир пребывает в депрессии, оплакивая Супермена, и этим пользуется агрессор с горящей секирой по прозвищу Степной Волк — предводитель армии крылатых зомби, питающихся страхом. Он уже когда-то пытался поработить Землю, но был повержен (иллюстрируют эту давнюю историю кадры, напоминающие сцены знаменитого "Властелина колец"). А теперь собирается довершить задуманное, выпустив дьявольскую энергию из трех магических кубов: если их объединить между собой, они превратят планету в ад.


Степной Волк собирает эти кубы, легко преодолевая противостояние их многовековых хранителей — полуголых амазонок, вступающих в неэффективный проигрышный бой (их история рассказана в предыдущей серии — фильме "Чудо-женщина") и тусклых обитателей подводной Атлантиды (понять, что да как там происходит, станет возможно только в следующем году, когда на экраны выйдет "Аквамен"). Чтобы остановить агрессора, Бэтмен (унылый Бен Аффлек, грустно зарастающий седеющей бородой) и Чудо-женщина (Галь Гадот) формируют команду супергероев, регулярно поминая Супермена, которому в фильме — не смотря на гибель — находится заметное место.

"Лигу Справедливости" Зака Снайдера (собственно, как и каждый его фильм) отличают феноменальный апломб, с которым он ведет сюжет от сцены к сцене, игнорируя логику и заменяя здравый смысл банальностями, будто почерпнутыми из чеков супермаркетов, предлагающих "предсказания". В то же время та безоглядность и решительность, с которой режиссер множит свои излюбленные громкие приемы, вызывает уважение. Он избыточно использует замедленную съемку, показывая с ее помощью сверхскорости героев, многократно умножает количество противников, с которыми они расправляются, и наполняет кадр все более темными тонами, намекающими на катастрофу.

Супергероям нужно действовать, зрителям "Лига Справедливости" — наблюдать за действием, а думать при этом — необязательно, будто говорит он. Поэтому его персонажи испытывают не сложные, но односложные эмоции, которые вскрывают без оглядки и по нескольку раз проговаривают, не оставляя ничего за кадром.


Вырываются из оков бесконечной серьезности разве что два новых персонажа: юноша Флэш (Эзра Миллер), который все время восхищенно кривит рот, и Аквамен (Джейсон Момоа), который с трезвой грубостью оценивает перспективы затеи спасения мира. Первый приносит в картину добротную долю комедии, второй — здоровый заряд критики. При этом сущность их образов замыкается колоритными деталями, представленными в трейлере — и многажды и неизменно тиражированными в дальнейшем.

В определенном смысле, эти комические и отрезвляющие ноты идут во вред "Лиге Справедливости". Они снижают героический пафос и подталкивают к тому, чтобы и на саму угрозу конца света, лежащую в основе истории, и на предложенные способы борьбы с ней, взглянуть критично. Возможно, если бы работу над фильмом заканчивал Зак Снайдер, он эти ростки сомнений подавил бы своим творческим самомнением. Однако, из-за трагедии в семье (его дочь покончила с собой), он уступил место Джоссу Уидону, который инфицировал "Лигу Справедливости" опытом непосредственных конкурентов — студии "Марвел", комиксы которой отличает большая легкость.

Возникает ощущение, что "Лига Справедливости" — будто осколки разбитого зеркала, слепленные вместе в лихорадочной попытке создать из множества индивидуальных отражений целую, непротиворечивую картину. Смотришь в каждый из них в отдельности — и видишь вполне достойное зрелище, яркую, эффектную сцену боя либо выяснения отношений, вибрирующую определенной эмоцией. Но стоит лишь немного отстраниться и попробовать охватить взглядом целое, всю экранную историю в ее развитии, общую динамику взаимоотношений персонажей, как сразу становятся видны те глубокие провалы здравомыслия, которыми изуродована лента.

В итоге, начинает казаться, что трейлеры "Лиги Справедливости" не только завлекают потенциальных зрителей в кинотеатры (и делают это весьма успешно — первый уик-энд мирового проката картины обещает принести больше 300 млн. долларов), но в первую очередь необходимы для того, чтобы придать всему происходящему смысл. Показывая фрагменты событий, формирования команды супергероев и их масштабной битвы, они будто приучают зрителей к тому, что так все и должно быть. Хотя во время просмотра принять, что все это происходит всерьез, не всегда легко.


А вот безусловный плюс "Лиги Справедливости" — в ее стремительности, по стандартам историй-комиксов. Лента длится чуть больше двух часов. Правда, "высиживать" стоит все это время, потому что и во время титров и после них предусмотрены бонусные сцены. Первая дает дополнительный заряд "комического", вторая — намек на продолжение, расшифровать который, впрочем, способны разве что фанаты.

Поблагодарить авторов картины стоит и за то, что, поместив часть действия в окрестности заброшенной постсоветской атомной станции, они не стали называть ее "Чернобыль". Так что удары комически серьезных голливудских штампов прошли мимо нас. Впрочем, даже если бы речь шла об украинском Чернобыле, всерьез обидеться из-за этого на "Лигу Справедливости" вряд ли бы получилось: приблизительность и бестолковость фильм возводит в настоящий культ, равномерно пропитывая ими каждую сцену истории.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка