Авторизация

Английские сценаристы пишут для нас сериал о Софии Потоцкой — Влад Ряшин, Star Media

Английские сценаристы пишут для нас сериал о Софии Потоцкой — Влад Ряшин, Star Media


Компания Star Media, созданная Владом Ряшиным более десяти лет назад, — один из крупнейших игроков на рынке телеконтента в Украине и СНГ. На сегодня в портфеле компании более пяти тысяч часов готового контента (телевизионные и кинотеатральные фильмы, анимация, докудрамы), а также десятки проектов на разных этапах производства.

Из новых кинопроектов компании — романтическая комедия "Секс и ничего личного", производство которой начато в Украине в октябре — адаптация известного канадского формата "My Awkward Sexual Adventure". Бюджет фильма — 26 млн грн, из которых 13 млн грн выделяется из госбюджета. Это второй украинский полнометражный фильм Star Media при поддержке Госкино. Первый — "Припутни" — совсем недавно был показан в кинотеатрах. Его режиссер Аркадий Непиталюк получил награду фестиваля International Festival of Red Cross and Health Films в Варне.

Из ближайших сериальных премьер — в ноябре в телеэфире стартует детектив "Спецы", первые две серии которого были представлены на Одесском международном кинофестивале на секции "TVій серіал".

Interesting local, perspective global

Влад, так как инвестиции в киносериальное производство зависят от состояния телевизионного рынка рекламы, ваша оценка — в каком он сейчас состоянии?

Телевизионный рекламный рынок настолько рухнул в 2014-2015 годах, что даже при нынешнем росте о его восстановлении речь пока не идет. В этом году он, может быть, достигнет в валюте 50% планки 2013 года. А 100% уровень 2013 года — возможно к 2020-2021 году. Понятно, что медиа группы работают в минус. В надежде на светлое будущее. Продакшн компании пытаются находить европейских партнеров, а это не просто.


Влад Ряшин, Star Media, на презентации на Одесском кинофестивале сериальной секции "TVій серіал". Фото: ОМКФ

Пережив обвал телерынка, вызванный отказом от российского телепродукта и девальвацией, какую стратегию выбрала компания Star Media?

На сегодняшний день наша стратегия во многом пересекается со стратегией Netflix — просто масштабы разные. И хотя они, в первую очередь, — онлайн кинотеатр, а мы — продакшн компания, и рынки у нас разные, но суть та же: interesting local, perspective global — действуй локально, думай глобально. Дальше все зависит от проекта.

Это значит: сразу продумывай, как выводить проект на международный рынок? У вас получилось так?

У нас пока только один проект, который мы вывели на международный рынок, сняв его на английском языке — это "Мата Хари". Мы были первыми, кто рискнул. Сейчас в копродакшене мы активно работаем над несколькими англоязычными проектами, которые могут быть интересны локально и при этом иметь перспективы глобально.

Совместно с международной компанией FremantleMedia работаем над проектом "Шпионка Империи". Это будет исторический приключенческий сериал по мотивам биографии реальной женщины — Софии Де Витт (Потоцкой), куртизанки греческого происхождения, ставшей польской аристократкой — одной из самых колоритных фигур своего времени. Она была вхожа во все королевские дома Европы и по слухам была шпионкой Екатерины Великой. Действие сериала разворачивается в нескольких странах: Польше, Украине, России, Франции, Германии и других. У проекта есть все предпосылки стать большим международным проектом.

Драма "Red October" — еще один проект, над которым мы работаем совместно с двумя партнерами: Studio Hamburg из Германии и французской Federation Entertainment. Это история одной семьи на фоне революции и гражданской войны. Между собой мы называем этот проект "городской Тихий Дон". Современный детективный сериал "The Pleasure principles" мы делаем совместно с компанией Apple Film. Сериал заказан польским и чешским каналами. Это восьми серийный детектив, в котором история разворачивается одновременно в Варшаве, Праге и Одессе.


Кадр из сериала "Мата Хари"

Какие прогнозы по запуску в производство и готовности этих проектов?

Любой выход на международный рынок, выход на этап производства проекта, который бы имел потенциал, подразумевает большие инвестиции и требует очень детального девелопмента, маркетинга. Хорошо, когда у проекта изначально есть дистрибьютор, с проектом "Мата Хари", например, мы получили его только в конце производства. Но благодаря этому проекту, с нами по-другому начали общаться серьезные игроки.

Показателен пример с сериалом "Шпионка империи". Уже на начальном этапе достигнуты определенные договоренности с дистрибьютором (FremantleMedia): мы готовим фактаж к проекту, но писать сценарий, если мы хотим продавать сериал на международном рынке, должны авторитетные англоязычные сценаристы. Мы нашли авторов, которые заинтересовались проектом. Но хорошие авторы заняты наперед, а за рубежом — тем более. Спустя почти год после старта работы над проектом началась работа над сценарием. По состоянию на данный момент у нас уже есть готовая библия и первая серия.

Международный дистрибьютор "пройдется" по кругу своих клиентов, партнеров на предмет интереса к этой истории, чтобы оценить потенциал возможных продаж и двигаться дальше, уже понимая, например, что бюджет проекта будет в районе 800 тыс. евро за серию.

А сколько будет эпизодов?

Восемь. И только понимая, что мы видим, например, на пресейлах 50% бюджета, только в этом случае, мы можем начать дальше финансирование производства, закрывая оставшуюся финансовую часть либо вместе с Freemantle 50 на 50, как у нас в договоре, либо подтягивая западные фонды. В Европе эта система работает — существуют фонды, которые под крупного международного дистрибьютора, под большой проект, под понятные условия готовы зайти и закрыть финансовую "дырку" в производстве. И такие фонды первыми получают деньги от продаж. Но это все серьезный процесс, этот путь не пройти за месяц. Нужно несколько лет.

В Америке и в Европе существует четкая система правил

Сколько таких проектов вы можете взять одновременно?

Разные этапы проходят в разное время, даже при том, что мы одновременно будем заниматься девелопментом нескольких проектов, они запустятся не одновременно.

А, кстати, в "Красном октябре" сколько будет эпизодов — тоже восемь?

Шесть.

Немного…

Если говорить о европейском и американском рынках, то первый сезон может быть 6-12 серий, но не больше. В Китае, например, по-другому. У нас с китайцами, которые хотели зайти в проект "Зорге", ничего не получилось, потому что у них не смотрят короткие сериалы. Кстати, в Турции такая же ситуация — сериал, где меньше 32?36 серий, турков не интересует.

Судя по количеству серий в "Красном Октябре", вы позиционируете его на европейский и американский рынки. Так? А сценарий, как и для проекта "Шпионка империи", тоже будет писать британец?

Нет, по этому проекту мы сотрудничаем с американским автором, наш бриф его заинтересовал. Бриф — предварительный сюжет — расписали наши авторы, они лучше понимают фактуру, а дальше пишет он. В процессе работы наши сценаристы выступают его консультантами, чтобы все было правдоподобно. Пока пишется сценарий, параллельно ведутся переговоры с агентами. В Америке и в Европе существует четкая система правил. И первое простое правило — никто из крупных сетей, крупных каналов не будет с тобой разговаривать, если ты пришел без так называемого "пакета".



Влад Ряшин, Star Media, на церемония закрытия Одесского кинофестиваля-2017. Фото: ОМКФ

Что в него входит?

В него входят: "библия" ? расширенный синопсис сезона, написанная первая серия, характеристика персонажей. Но не только. В пакет также входит подписанный контракт с режиссером ? шоураннером (это понятие несколько шире, чем режиссер) и обязательно с главным героем — актером, который предлагается шоураннером и продюсером. Только тогда студия или канал говорит "ок", чтобы в нужные сроки начать работу.

А с финансовой стороны?

Чтобы подписать контракт, надо заплатить определенный аванс, а в случае, если проект не состоится ? определенную неустойку. Этот пакет в Америке стоит до $300 тыс. ? 400 тыс.

Мы ведем переговоры с американскими агентствами, в частности с Gersh и САА, с крупными американскими продюсерами — совместно ищем темы, которые соответствовали бы девизу interesting local, perspective global. Если история будет интересна американскому рынку, она автоматически будет интересна всему миру.

Это американская модель партнерства. В Европе такая же?

С европейцами можно работать по-другому ? мы занимаемся девелопментом на уровне разработанной "библии" и, может даже, без шоураннера и главного героя, но с видением, кто бы мог быть режиссером, главным героем. Дистрибьютор анализирует, что будет с доходностью и только после этого принимается решение о запуске.

То есть, в Америке все четко, а в Европе ? в зависимости от партнеров.

Да, но они тоже требуют наличие материала, чтобы сделать маркетинг и презентовать проект.

Покупают, но не каналы первого эшелона

Наверное, с сериалом "Восточные сладости", где снималось много известных турецких актеров, не было проблем при продаже в Турцию?

Мы действительно снимали "Восточные сладости", планируя продать его в Турцию. В сериале задействовано много турецких актеров, действие происходит в Турции, много диалогов на турецком языке. Но, на наше предложение купить сериал, турецкие каналы ответили, что им интересен продукт, где одна серия длиться полтора часа, а всего таких серий не меньше 30.

И потому турки сериал не купили?

Основной причиной отказа оказалось даже не это. Они высоко оценили production value, но такой сериал они не могут показать в Турции. Главный герой — турок, помолвлен, родители благословили его свадьбу с дочерью друга и партнера отца, и после этого он начинает романтические отношения со славянской девушкой — мы не можем такое показывать, аудитория возмутится, это противоречит традициям, сказали они.

Тем не менее, сейчас мы работаем над продолжением истории — снимаем второй сезон для нашего рынка.

Получается, что отечественный контент сложно продать даже в ту же Чехию, Польшу, его не готовы покупать в силу разных причин?

Покупают, но не каналы первого эшелона, а маленькие нишевые сети, скорее даже, диджитал-платформы. Благодаря нашему многолетнему сотрудничеству с гуру международного рынка продаж и дистрибьюции Биллом Пеком (мы познакомились, когда я был главой правления на телеканале "Интер", а он — Head of Distribution в компании Paramount), благодаря его связям, мы, наверное, самые успешные продавцы отечественного контента в Европе и в мире.

Он заключает сделки с Центральной и Восточной Европой, Азией, Японией и Китаем. Но это, как правило, каналы второго-третьего эшелона. В прайме каналов первого эшелона нет традиции показывать русскоязычный или украиноязычный контент, даже если он дублирован на какой-то другой язык. Эти страны идут в фарватере международных трендов: зашел проект на американский рынок — все страны выстроились за ним в очередь. Есть мейджор-рынки: американский, английский, далее — Франция, Германия Италия. Если проект попадает на рынок США или Великобритании, можно не сомневаться, что 30?40 стран, причем каналы топ-уровня, его приобретут.

Наши же главные покупатели русскоязычного контента — это, как правило, страны бывшего СССР и русскоязычные digital-платформы Германии, Америки — тех стран, где живут большие русскоязычные диаспоры, среди которых есть и украинцы. Украиноязычный контент этот рынок не интересует, его можно будет предлагать под дубляж, но это, как я уже говорил, будут низкие цифры. Мы очень ждем изменения политики Netflix по отношению к Украине. Хотелось бы, чтобы они начали инвестировать в украинский продукт так, как они сейчас это делают в Бразилии и Польше. Мы говорили с ними, но пока наш рынок настолько скуден и настолько пиратский, что для них не интересен.


Film industry office Одесского кинофестиваля. Фото: ОМКФ

Локальные проекты рассчитываем продавать

Насколько реально увеличить бюджет локального продукта, если находится сопродюсер?

Сейчас украинская продакшн компания и украинский телеканал (если он сопродюсер проекта), думая о том, как отбить затраты, решают, ограничится им вложениями $35-50 тыс. в серию (ориентировочный диапазон цен украинского локального сериала) и получить соответствующее качество или попытаться продать продукт на другие территории, что даст возможность вкладывать $150 тыс.? 200 тыс. в эпизод. Это та цифра, которую можно собрать с русскоязычных рынков, среди которых, естественно, самый большой — российский.

В партнерстве с телеканалом "Украина" вы делаете такой продукт?

С телеканалом "Украина" у нас большой совместный пакет. Мы рассчитываем продавать его на другие территории, то есть инвестируем в создание продукта больше, чем может позволить себе украинский рынок. В ноябре — ожидаемая премьера детективного сериала "Спецы", первые две серии были представлены на Одесском международном кинофестивале в рамках сериальной секции "TVій серіал".

А какой самый главный риск сейчас в сотрудничестве с украинскими телеканалами?

Телеканалы находятся под постоянным прессингом. Письмо какого-то активиста, возможно даже инициированное конкурентом, приводит к разборкам, проверкам, обсуждениям. Сколько у нас запретительных норм, квотирований — нужно между всем этим "проплыть". Ситуация напоминает мне игровой автомат советских времен "Морской бой".


Влад Ряшин, Star Media, и Евгений Лященко, "Медиа ГруппаУкраина". Фото: ОМКФ

Что с украинским законодательством не так?

По зарегулированности телевизионного рынка мы находимся сейчас на уровне Северной Кореи. К примеру, история с выдачей прокатного удостоверения — такого, как у нас, в мире нет нигде, кроме Китая, Северной Кореи и, может, еще нескольких стран. Во всех остальных, если и есть, то это формальная процедура, которая подтверждает, что права очищены. У нас же есть комиссия из 19 людей разных по профессии ( состав комиссии http://dergkino.gov.ua/media/text/sklad_ek_rozpovsudzhennya.doc).

Они собираются, смотрят, обсуждают сериал и могут, руководствуясь своим субъективным мнением, решить, что этот продукт смотреть украинцам не надо и отказать в выдаче прокатного удостоверения (причины, по которым могут запретить фильм или сериал, названы в п.10 "Положення про державне посвідчення на право розповсюдження і демонстрування фільмів" — ред.).

Сам инструмент в корне неправилен. Ведь если нарушен закон, то для этого есть суд. Юристы, а не экспертный совет, должны посмотреть на кинопродукт с точки зрения нарушения закона — так собственно, раньше и было. Запрет на пропаганду российских силовых и военных структур в контексте нынешней ситуации понятен, но зачем запрещать все российские художественные произведения, сделанные после 1 января 2014 года. В итоге "Левиафан" или "Нелюбовь", каннские лауреаты продюсера Александра Роднянского, который родом из Украины, не могут быть показаны по легальному украинскому телевидению, потому что они российского производства. Как и фильмы Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Бориса Хлебникова, Валерия Тодоровского. При этом зрители спокойно смотрят их либо у пиратов, либо, используя сервисы интернет-телевидения, способствуя развиваю пиратства.

Согласно данным, обнародованным Государственной службой статистики в начале 2017 года, число подписчиков таких услуг выросло с 16,6 тыс. до 540,9 тыс. — в 32,5 раза по сравнению с апрелем 2016 года. Зритель уходит с украинских каналов. А дальше больше — в Верховной Раде зарегистрирован законопроект о запрете любого аудиовизуального произведения, в котором принимал участие любой, хотя бы один, гражданин страны-агрессора. И все как обычно — не обсуждая ни с кем из индустрии. Надеюсь, этот законопроект, сделанный в лучших традициях большевизма, не пройдет.

Как вы оцениваете ситуацию с прокатным кино?

Начало появляться любопытное, достойное для показа в кинотеатрах украинское кино. Но ему тяжело пробиться через монополистов. Согласно статистике, сейчас 90% всех денег собирают 10% фильмов, а остальные 90% — это фильмы категории В, С, из них половина "шлака", который американские крупнейшие студии, будучи монополистами, требуют от дистрибьюторов продать. Те говорят кинотеатрам: "Если хотите получить "Пиратов Карибского моря", то между релизом "Пиратов" и релизом "Трансформеров" все лучшие сеансы распишите на такие-то фильмы". И кинотеатр вынужден соглашаться.

И какая тут регуляция государства может быть?

Вот здесь государство могло бы регулировать ситуацию, введя плату за прокатное удостоверение для зарубежных фильмов. Да, чтобы не нарушать правила ВТО, придется ввести плату и для украинских фильмов. Но эти деньги будут отправляться в фонд Госкино, который имеет право субсидировать национальный продукт. То есть они возвратятся украинским фильмам, а зарубежным — нет. И тогда дистрибьютор, представитель мейджеров, просчитает наперед, выгодно ли ему прокатывать проходные американские картины. Таким образом, освободится количество сеансов, куда могут зайти украинские или хорошие европейские фильмы. Более того, это бьет по кинотеатрам: народ тоже не ходит на фильмы категории В, С, которые стоят между топовыми релизами, залы пустые, а ведь в это время могли бы показывать украинское кино. На это кино, возможно, подтянулась бы средневозрастная аудитория, не только молодежь. А так — "вымыли" из кинотеатров аудиторию более думающую, более возрастную ? она туда не ходит. Также очень важно ввести систему единого электронного билета.

Кроме фильма "Припутні", режиссером которого стал Аркадий Непиталюк, еще полный метр снимаете?

"Припутні" ? наш первый украиноязычный полнометражный фильм, премьера которого состоялась 28 сентября, второй ? "Секс і нічого особистого" выйдет в прокат 14 февраля 2019 года, третий ? в разработке, по книге Кузьмы Скрябина "Я, Победа и Берлин". По предложению Светланы Кузьменко, мы взялись за эту работу и наконец-то вышли на крепкий синопсис фильма. Надеюсь, в следующем году мы приступим к съемкам.

С этим проектом тоже будете участвовать в питчинге?

Да, надеемся на поддержку Госкино, потому что без этого наш рынок не в состоянии вернуть вложенные средства. А частичное госфинансирование снижает риски и выйти в ноль уже проще.

То есть о прибыли речи не идет?

Хорошо выйти хотя бы в ноль. Если говорить об экранизации книги Кузьмы, мы рассчитываем на плюс. В случае его возникновения, все средства переведем в Фонд Кузьмы, которым руководит Светлана.

А зачем вам такой бизнес?

Разные цели. С фильмом "Припутні" рассчитываем на фестивальную историю, могут быть продажи на ограниченный прокат за рубежом — это хорошо для имиджа. Мы решили для себя: аккуратно, шаг за шагом заходить в эту нишу.


Что сейчас с питчингами Госкино? Согласны с критическим мнением, что деньги выбрасываются в никуда?

Нет, не согласен. Так было долго, но политика последних нескольких лет привела к тому, что наши фильмы побеждают на фестивалях категории А. Судя по тому, какие проекты выиграли питчинг, вижу, что поддерживается разножанровое кино. Позитивные изменения в Госкино определенно произошли.

Компания Star Media раньше сознательно не работала с Госкино ? не хотели даже рядом быть с разговорами, что все непрофессионально, коррумпировано. Сейчас же видны результаты, поэтому мы сотрудничаем с Госкино.

На Одесском кинофестивале Star Media поддержала новую программу — международный питчинг сериалов Восточной Европы. Что это дает вашему бизнесу?

Мировой тренд — сериалы становятся многосерийным кино. Мы и Одесский международный кинофестиваль думаем одинаково в этом направлении, потому поддержали и выступили партнером в этой истории — совместно организовали международный питчинг сериалов из Восточной Европы и наградили лучший проект, тот, который по мнению жюри, наиболее перспективен для копродукции (призовой фонд победителю составил $10 тысяч на услуги постпродакшна). Мне было интересно участвовать в жюри такого питчинга, а состав жюри был очень представительным.

Беседовала Елена Гладских

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?